- ДОНСКОЙ Марк Семёнович
Донско́й Марк Семёнович (6.3.190121.3.1981), советский режиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1971). Член КПСС с 1945. Окончил правовое отделение факультета общественных наук Симферопольского университета. Работал в следственных органах, в Верховном суде УССР, в коллегии защитников. В кино с 1926. Был помощником режиссёра на 3-й Московской кинофабрике, ассистентом по монтажу на киностудии «Белгоскино». В 1928 поставил (с М. Авербахом) фильм «В большом городе», обличавший буржуазное влияние на молодёжь в годы нэпа; новой, советской морали посвящен фильм «Цена человека» (1929, премия ЦК комсомола). Значительным для раннего творчества Донского был фильм «Песня о счастье» (1934, с В. Г. Легошиным), в котором рассказывалось о судьбах талантливой молодёжи марийского народа, получившей возможность при советской власти заниматься творческим трудом. Эта тема о развитии народов России, угнетавшихся в царское время и освобождённых революцией, впоследствии нашла отражение в фильмах «Романтики» (1941) и «Алитет уходит в горы» (1950). С наибольшей полнотой талант Донского как режиссёра раскрылся в его работе над трилогией о детстве и юности М. Горького, поставленной по мотивам автобиографических произведений писателя: «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) за оба фильма Государственная премия СССР, 1941, «Мои университеты» (1940). Формирование личности писателя показано на широком фоне провинциальной жизни дореволюционной России. В фильме воплощены самобытные человеческие характеры, обобщённо-поэтическое начало органически сочетается с колоритными бытовыми сценами, тонкими жизненными наблюдениями. В 1944 Донской поставил фильм «Радуга» (по В. Л. Василевской, 1944, Государственная премия СССР, 1946, премия «Оскар», 1944). Героический образ простой украинской женщины-партизанки, а также выразительные образы её односельчан, широта эпического дыхания придали фильму черты народной трагедии. Снятые оператором Б. С. Монастырским кадры в искусном монтажном построении словно увеличивались в объёме, составляя второй, очень важный план действия, в котором чувствовались боль, гнев и непокорность народа в захваченном фашистами селе. О несгибаемой силе духа советских людей рассказывал также фильм Донского «Непокорённые» (1945, сценаристы Б. Л. Горбатов и Донской, главная премия международного кинофестиваля в Венеции, 1946), в котором многогранный образ старого украинского рабочего Тараса Яценко (актёр А. М. Бучма) показан на широком эпическом фоне жизни и борьбы народа в дни фашистской оккупации. В 1947 Донской создал поэтический фильм «Сельская учительница» (Государственная премия СССР, 1948). Режиссёр и исполнительница главной роли В. П. Марецкая показали в фильме вдохновенный, подвижнический труд учителя.
В 50-е гг. Донской вновь обратился к творчеству Горького, поставив фильмы «Мать» (1956) и «Фома Гордеев» (1959, премия международного кинофестиваля в Локарно, 1960). Творчество Донского формировалось под непосредственным влиянием гуманистических идей и образов Горького. Экранизируя горьковские произведения, режиссёр постигал искусство проникновения в сущность человеческих характеров, принципы искусства жизненной правды.
Вкладом Донского в Лениниану явилась посвященная матери В. И. Ленина Марии Александровне дилогия «Сердце матери» (1966, Государственная премия СССР, 1968) и «Верность матери» (1967).
В 1978 поставил фильм «Супруги Орловы» (по Горькому). Фильмы Донского получили признание в советском Союзе и за рубежом и оказали большое влияние на творчество прогрессивных кинематографистов мира.
Другие фильмы:
«Пижон» (1929), «Чужой берег» (1930), «Огонь» (1931), «Как закалялась сталь» (1942), новелла «Маяк» в «Боевом киносборнике № 9» (1942), «Дорогой ценой» (1958), «Здравствуйте, дети!» (1962), «Надежда»Сочинения:
[Как я стал режиссером], в книге: Как я стал режиссером, М., 1946;
На подступах к большой теме, «ИК», 1960, № 5;
Рассказ о творческом пути, М., 1967;
Нам нужен атакующий экран, «ИК», 1970, № 9.Литература:
Зоркая Н., М. Донской, «СЭ», 1960, № 16;
О творчестве М. Донского (Из статей французских кинематографистов), «ИК», 1961, № 12;
К 60-летию со дня рождения М. Донского, там же, 1961, № 6;
М. Донской. Сборник, составитель Л. И. Пажитнова, М., 1973;
Cervoni A., Marc Donskoi, P., 1966.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.