- ЗАРХИ Александр Григорьевич
Зархи́ Александр Григорьевич (р. 18.2.1908), советский режиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1969). Герой Социалистического Труда (1978). Член КПСС с 1948. В 1927 окончил Ленинградский техникум экранного искусства. Работал режиссёром в киномастерской Пролеткульта. С 1929 на Ленинградской кинофабрике «Совкино» (ныне киностудия «Ленфильм»), где участвовал в создании сценариев фильмов «Луна слева» (1929), «Транспорт огня» (1930, с А. Г. Ивановым и И. Е. Хейфицем). Зархи и Хейфиц были организаторами 1-й комсомольской постановочной бригады, выпустившей фильмы «Ветер в лицо» (1930) и «Полдень» (1931), в которых поднималась актуальная проблема борьбы за переустройство быта на социалистических началах. Широкой известностью пользовалась лирическая кинокомедия Зархи и Хейфица «Горячие денёчки» (1935). В фильме «Депутат Балтики» (1937, главная премия Международной выставки в Париже; Государственная премия СССР, 1941) классическое произведение советского киноискусства рассказывалось о выдающемся русском учёном Полежаеве (прообразом послужил К. А. Тимирязев), перешедшем на сторону революции. В этой работе искусство Зархи и Хейфица обогатилось новыми чертами: стремлением к обобщённости, психологической глубине изложения, сохранив камерность интонаций как фактор характеристики центрального образа, талантливо сыгранного Н. К. Черкасовым. Фильм «Член правительства» (1940), посвящен исследованию одной из важнейших проблем кинематографа 30-х гг. преображению личности под влиянием новых социальных условий, принёс режиссёрам большой успех. В фильме обнаружились новые творческие грани таланта В. П. Марецкой, В. В. Ванина и других актёров.
В годы Великой Отечественной войны патриотическая тема раскрывалась в фильмах Зархи и Хейфица «Его зовут Сухэ-Батор» (1942, с МНР) о борьбе монгольского народа и «Малахов курган» (1944) о подвиге советских моряков. В 1945 режиссёры сняли документальный фильм «Разгром Японии» (Государственная премия СССР, 1946). В 1947 Зархи и Хейфиц поставил фильм «Во имя жизни» о жизни и труде советских врачей. В 195055 Зархи работал на киностудии «Беларусь-фильм», где экранизировал спектакль Белорус, театра имени Я. Купалы «Павлинка» (1952), снял фильм «Нестерка» (1955). С 1957 Зархи работает на киностудии «Мосфильм». Для картин Зархи этого периода характерно обращение к теме труда и быта героев-современников: монтажников-верхолазов в фильме «Высота» (по Е. З. Воробьёву, 1957), строителей в фильме «Люди на мосту» (1960) и др. В 1968 Зархи экранизировал роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», в 1974 роман К. А. Федина «Города и годы». Проблемам творчества, жизни людей искусства посвящены фильмы «Повесть о неизвестном актёре» (1977), «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1981).
Другие фильмы:
«Моя родина» (1933, с Хейфицем), «Драгоценные зёрна» (1948, с Хейфицем), «Огни Баку» (1950, выпущен 1958, с Хейфицем и Р. А. Тахмасибом).Сочинения:
Повесть о неизвестном актере, «Искусство кино», 1975, № 8 (с В. Валуцким);
Дебют, «Искусство кино», 1980, № 2.Литература:
Валуцкий В., Я здесь, чтобы волноваться... [К 70-летию со дня рождения кинорежиссёра А. Г. Зархи], «Искусство кино», 1978, № 2.И. М. Шилова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.