Звуковое кино

Звуковое кино
• ЗВУКОВО`Е КИНО`
   ЗВУКОВОЕ КИНО, произ-во и показ ф., изображение в к-рых сопровождается записанными на ту же плёнку речью, музыкой, звук. эффектами. Если в немом кино звук. сопровождение (в осн. музыкальное) носило, как правило, импровизир. характер, то с созданием технич. приспособлений, позволяющих фиксировать не только визуальный, но и звук. ряд, киноиск-во перешло на качественно новый этап развития. Параллельно с кустарными способами преодоления "немоты" кинематографа уже с кон. 19 в. проводились технич. эксперименты по созданию устройств для синхронной записи и воспроизведения звука с изображением. Системы З. к. были созданы почти одновременно во 2-й пол. 20-х гг. в СССР, США и Германии. К сер. 30-х гг. 3. к. в осн. вытеснило немое.
   Появление З. к. привело к существ, изменениям в худож. решениях кинопроизведений. Несовершенство звукозаписывающей аппаратуры резко ограничило возможности дробного монтажа, сложных движений камеры, острых ракурсов и др. выразит, средств, получивших развитие в немом кино. В связи с этим мн. ведущие мастера киноиск-ва видели в 3. к. только шаг назад и пытались сохранить сложившуюся ранее структуру ф., используя звукозапись лишь как технич. средство фиксации традиц. муз. аккомпанемента.
   Однако известное сокращение живописно-пластич. и монтажных ресурсов компенсировалось возможностью более детальной разработки психологии персонажей, углубления реализма. З. к. обогатило экран звучащим словом и соответственно интонацией, разл. видами искусств, и естеств. шумов, позволило усложнить муз. сопровождение и, наконец, выявило выразительность звук. пауз. В первые годы существования З. к. появились многочисл. экранизации сценич. представлений. Резко возросла роль слова, ставшего звучащим. На смену немой "комической" пришли комедийные жанры театр. природы - от фарса и спектакля варьете до салонной и бульварной комедии. Одно из ведущих мест в кинорепертуаре заняли музыкальные фильмы.
   Вскоре чисто технич. ограничения были преодолены благодаря методу раздельной записи изображения и звук, сопровождения с их последующим совмещением. Это не только повысило качество звука и мобильность камеры, но и позволило преодолеть языковые барьеры, упростило создание ф. совместного произ-ва и т. п. С другой стороны, с появлением в кон. 50-х гг. лёгкой и высокочувствит. звукозаписывающей аппаратуры кинематографисты получили возможность непосредственно воспроизводить всё акустич. богатство естеств. окружения как в док. кино, так и в натурных съёмках игрового кино, что помогло значительно усилить ощущение достоверности происходящего на экране.
   Усложнялись и совершенствовались и способы сочетания изображения со звуком. Ещё в 1928 сов. реж. С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин и Г. В. Александров выдвинули идею звукозрительного контрапункта как магистрального принципа развития З. к. Хотя первые оцыты воплощения этого принципа в ф. нач. 30-х гг. были не вполне удачны, позже в лучших кинопроизв. звук не просто сопровождал зрительный ряд, а вступал с ним в более сложные взаимоотношения, дополняя изображение, противореча ему, а иногда становясь ведущим компонентом звукозрительного синтеза. В З. к. получили развитие такие формы, как внутренний монолог героев, закадровый комментарий от автора или одного из персонажей и др. Более разнообразными становились и способы использования музыки в кино. Форсирование шумов в зрелищных постановках было связано с созданием специфической атмосферы действия. Подчёркнутой выразительностью обладал и слабый шорох, загадочный шум. Более изощрённые худож. структуры опирались на самостоят, экспрессию звука, дающего большую свободу воображению зрителей по сравнению со зрительным рядом. Нетрадиц. звучания, в частности электронные спец. эффекты, характеризовали фантастич. ленты. Получили широкое распространение и разл. формы стереофонии.
   ◘ Звук. кино. Сб. ст., М., 1930; Эйзенштейн С., Пудовкин В., Александров Г., Будущее звуковой фильмы, в кн.: Эйзенштейн С. М., Избр., произв., т. 2, М., 1964; Шилова И. М., Фильм и его музыка, М., 1973; Балаж Б., Кино. Становление и сущность нового иск-ва, пер. с нем., М.. 1968.
   К. Э. Разлогов.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Звуковое кино" в других словарях:

  • ЗВУКОВОЕ КИНО — ЗВУКОВОЕ КИНО, фильмы, показ которых сопровождается записанным на ту же пленку фонограммой речью, музыкой, звуковыми эффектами. Музыкальное сопровождение появилось уже на первых сеансах синематографа. Иногда таперу давались указания (играть вальс …   Энциклопедия кино

  • ЗВУКОВОЕ КИНО — вид кинематографа, в котором при демонстрации фильма изображение сопровождается речью, музыкой и другими звуками, записанными на звуковую дорожку и воспроизводимыми с нее через громкоговорители синхронно с изображением. Системы звукового кино… …   Большой Энциклопедический словарь

  • звуковое кино — вид кинематографа, в котором при демонстрации фильма изображение сопровождается речью, музыкой и другими звуками, записанными на звуковую дорожку и воспроизводимыми с неё через громкоговорители синхронно с изображением. Системы звукового кино… …   Энциклопедический словарь

  • звуковое кино — garsinis kinas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. acoustic cinema; sound cinema vok. Schallichtspiel, n rus. звуковая кинематография, f; звуковое кино, n pranc. cinéma sonore, m; cinématographie sonore, f …   Fizikos terminų žodynas

  • Звуковое кино — фильмы, в к рых изображение сопровождается теми или иными видами звука (речь, музыка, шумовые эффекты и др.). Появление звука в кинематографе определяет водораздел между двумя этапами развития кино немым и звуковым. Каждый из них обладал особой… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Звуковое кино —         производство и показ кинофильмов, изображение в которых, в отличие от «немых», сопровождается речью, музыкой, звуковыми эффектами (шумами).          Попытки соединить (синхронизировать) изображение со звуком делались ещё на ранней стадии… …   Большая советская энциклопедия

  • Кино и педагогика — кино и педагогика. Воспитательная функция кино вытекает из самой природы кинематографа как неотъемлемой части мировой культуры, и эта функция, в свою очередь, неотделима от образования. Принципиальная позиция советской педагогики предполагает… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • КИНО — Фильм это жизнь, с которой вывели пятна скуки. Алфред Хичкок Фильм не кусок жизни, а кусок пирога. Алфред Хичкок Кино искусство не для ученых, а для неграмотных. Вернер Херцог Фотография это правда. А кино это правда 24 кадра в секунду. Жан Люк… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Кино Германии — Немецкий кинематограф представляет собой значительный пласт мирового киноискусства и включает в себя многочисленные шедевры кинематографа, начиная с немого кино и заканчивая современными авторскими работами. Содержание 1 1895 1918: эпоха пионеров …   Википедия

  • кино́ — нескл., ср. 1. То же, что кинематография, киноискусство. Немое кино. Звуковое кино. Работники советского кино. □ Театр она любит. А по мне, кино полностью его заменяет. Сартаков, Горный ветер. 2. разг. То же, что кинотеатр. Ходить в кино. □ Во… …   Малый академический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»