- ИМАИ Тадаси
Имаи Тадаси (р. 8.1.1912), японский режиссёр. Учился в Токийском университете. С 1935 ассистент режиссёра. Дебютировал фильмом «Кадетский корпус в Нумадзу» (1939). Затем поставил фильмы: «Деревня Тадзинко» (1940), «Ваше превосходительство» (1941), «Отряд смертников на дозорной вышке» (1943), «Гневное море» (1944). Демократическая направленность творчества Имаи проявилась в фильме «Враги народа» (1946), в котором разоблачились махинации крупнейших концернов дзайбацу. Первый успех Имаи принесли фильмы «Голубая гряда гор» (1949), «Мы ещё встретимся» (1950). Имаи один из зачинателей движения «независимых» продюсеров. В 1950 с Сацуо Ямамото основал компанию «Синсэй эйга», где поставил фильм о тяжёлой жизни подёнщиков «А всё-таки мы живём» (1951), первый фильм «японского неореализма». Общественная значимость лент, острый взгляд на действительность, документальная ясность стиля характерны для режиссёрской манеры Имаи, прозванной «реализмом без слез». Критике судопроизводства посвящен фильм «Мрак среди дня» (1956, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари), горестной судьбе детей смешанной крови фильм «Кику и Исаму» (1959). Имаи работал и в крупных кинокомпаниях, продолжая развивать социально значимые темы в фильмах «Рис» (1957), «Ночной барабан» (1958). Антивоенная тема отражена в лентах «Обелиск Красных лилий» (1953), «Повесть о чистой любви» (1957), «О, мои безмолвные друзья» и «Юные морские пехотинцы» (1972). Фильм «Повесть о жестокости бусидо» (1963, главная премия международного кинофестиваля в Западном Берлине) анализирует корни японского милитаризма. В 1969 основал независимую компанию «Хорупу про», в которой поставил, фильм «Река без моста» (1969, в советском прокате «Без права на жизнь») о бесправной судьбе буракумин (отверженных). Возрождению движения «независимых» содействовал фильм «Кобаяси Такидзи» (1974) о пролетарском писателе, замученном охранкой.
Другие фильмы:
«Лицо женщины» (1949), «Школа эхо» (1952), «Мутный поток» (1953), «Здесь бьёт родник», новелла «Деревенская невеста» (в фильме «Когда любишь») и «Юкико» (1955), «Белая скала» (1960), «Японская бабушка» (1962), «Женщина по имени Эн» (1971), «Брат и сестра» и «Ведьма» (1976), «Игра в воспитание» (1979), «Юки» (1981, мультфильм).Литература:
Ивасаки А., Современное японское кино, [перевод с японского], М., 1962.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.