- Кадр
кадр (кинокадр) (франц. cadre, от итал. quadro, основное значение рама), 1) Отдельный фотографический снимок (кадрик) на киноплёнке, на котором зафиксирована одна из последовательных фаз движения снимаемого объекта или его статического положения. Восприятие экранного изображения, ограниченного рамкой кадра, существенно отличается от непосредственного зрительного восприятия объектов съёмки. Заключение снимаемых объектов в пространственные границы, отделяемые рамкой, то есть выбор обреза изображения (кадрирования), является одним из важнейших факторов первичного отбора объектов съёмки и представляет собой первый этап творческой организации материала в определённой изобразительной композиции. Задаче наиболее полного раскрытия идеи и содержания снимаемой сцены или события подчинены все элементы зрительной формы кадра: особенности его линейного построения, пространственного, тонального и колористического решения, характера освещения, оптического рисунка, выбора точек зрения и ракурсов, а также обреза изображения и границ пространства, отображаемого в кадрре. Изобразительная композиция кадра определяется не только конкретным содержанием каждого отдельного монтажного куска или эпизода, но и всем постановочным замыслом фильма.
2) Монтажный кадр (отдельный монтажный кусок) составная часть фильма, содержащая тот или иной момент действия, снятый с помощью неподвижного или перемещающегося во время съёмки киносъёмочного аппарата. Каждый монтажный кадр по своему содержанию, сюжетной последовательности, композиционному и ритмическому построению должен быть органически связан с другими смежными с ним и снятыми в разное время, с различных точек зрения монтажными кадрами. Путём их соединения при монтаже фильма в единое целое создаются логическая последовательность и непрерывность происходящего на экране действия.
3) Сценарный кадр (в постановочном сценарие фильма) изложение содержания и подробное описание каждого отдельно снимаемого кадра и происходящего в нём действия. В этом изложении даётся раскрытие идейно-художественного замысла снимаемой сцены, её изобразительной трактовки и намечаются методы постановочного решения.
А. В. Гальперин.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.