- Канадская кинематография
- • КАНА`ДСКАЯ КИНЕМАТОГРА`ФИЯВ 1898 по заказу канад. кинофирмы "Мэсси-Харрис" сотрудниками Т. Эдисона в Канаде был снят рекламный фильм. В 1900 кинофирма "Канейдиан байоскоп" сделала серию картин с целью стимулирования иммиграции в Канаду. Этой же цели служила другая серия "Жизнь в Канаде", начатая в 1903 реж. Г. Брэдфордом. В 1906 Л. Э. Уйме открыл в Монреале первый постоянный к/т.В 1914 в Монреале был снят первый канад. игровой ф. "Эванжелина" (реж. И. П. Салливен, У. X. Ковано). В 1918 при Мин-ве торговли и пром-сти было орг. Выставочно-рекламное бюро, среди задач к-рого были создание и показ ф., популяризирующих экономич. возможности Канады. Картины, к-рые оно выпускало, не отличались высоким качеством из-за недостатка гос. субсидий, необходимого оборудования и опытных кадров. Эти видовые ф. служили целям развития туризма. Подобные же ленты снимали в Канаде и амер. кинокомпании. Привлечённый экзотикой сев. природы и жизнью канад. эскимосов, амер. реж. Р. Флаэр-ти снял здесь в 1922 поэтич. док. ф. "Нанук с Севера", оказавший значит, влияние на развитие док. кино Канады, на поэтич. показ жизни и труда простых людей страны.Хроник.-док. ф. выпускала кинокомпания "Ассошиэйтед скрин ньюс оф Монреаль" (осн. 1921), в к-рой позднее работал известный канад. кинодокументалист Г. Спарлинг. В 1920 в Торонто начала функционировать крупнейшая фирма "Феймос плейере", владевшая кинотеатрами. В 1918 - 21 продюсер Э. Шипмен выпустил 12 игровых картин. В 1923 Выставочно-рекламное бюро было преобразовано в Канад. правительств, кинобюро, к-рое увеличило выпуск хроник. -док. ф. (серия "Глядя на Канаду" и др.). Первый канад. звук. ф. "Викинг" (реж. B. Фрисселл, Дж. Мелфорд) был показан в 1931. Наиболее значит, лента 30-х гг.-"Незабываемое" (реж. Ф. Бэджли) - звук. п/м хроник.-док. ф. об участии Канады в 1-й мировой войне, где впервые прозвучала тема канад. патриотизма как выражение растущего нац. самосознания. Низкий идейно-худож. уровень большинства выпускаемых картин, выступления мн. деятелей К. к. против иностр. засилья в системе кинопроката (особенно США), за обновление правительств, по литики в области кино послужили причиной приглашения англ. режиссёра-документалиста и организатора произ-ва Дж. Грирсона. По его предложению в 1939 был принят Акт о нац. кино и создан Нац. киносовет. Грирсон был назначен правительств, комиссаром по делам кино. В 1941 киносовет и кинобюро объединились, что позволило успешно решить вопросы произ-ва и проката ф. в условиях воен. времени. В годы 2-й мировой войны в киносовете с канад. документалистами С. Ньюменом, Д. Рофменом, Дж. Бевериджем и др. работали приглашённые Грирсоном из-заграницы C. Легг, Н. Мак-Ларен, Р. Споттисвуд, Й. Ивенс и др. В историю док. кино Канады вошли серии ф. "Сражающаяся Канада" и "Мир в борьбе". В кон. 1945 Грирсон, подвергавшийся преследованиям за прогрес. убеждения, уехал из Канады. Киносовет возвратился к произ-ву в осн. "экзотич." ф., далёких от политич. и социальных проблем. В разл. провинциях Канады создавались частные фирмы. Новый закон о кино, вышедший в 1950, уточнил функции киносовета, связанные с координацией его деятельности и работой гос. ТВ и частных кинофирм. Начатый ещё в период 2-й мировой войны выпуск ф. на франц. яз. (док. к/м - "Один из 22-летних", 1940, "Квебек - стратегический трамплин", 1942; худож.-"Отец Шопен", 1943, реж. Ф. Оцеп, и др.) стал более регулярным в 50-е гг. Произ-во док. и худож. ф. осуществлялось в Монреале. В 1952 был создан первый канад. цв. худож. ф. "Этьен Брюле, негодяй". Киносоветом наряду с традиционными по форме картинами начали создаваться проблемные, реалистические док. к/м ф., авторами к-рых были молодые реж. Р. Кройтер ("Пол Томкович", 1953), Р. Гарсо ("Референдум", 1953), К. Лоу ("Корраль", 1954, "Город золота", 1957, "Круг солнца", 1960) и др. В 1956 киносовет переехал из Оттавы в Монреаль. Новые творч. принципы ("прямое кино", "синема-верите"), опирающиеся также на теоретич. установки сов. реж. Д. Вертова, стали использоваться молодыми кинематографистами, к-рые стремились показывать реальные события и ставить проблемы, близкие простым людям страны. Киносовет выпустил док. ф. "Ракетки" (1958, реж. Ж. Гру, М. Бро), "Земля обетованная" (реж. Б. Дэвлен) и "Железнодорожники" (реж. Г. Л. Коте) - оба 1959, "Одинокий парень" (1962, реж. В. Кёниг, Р. Кройтер), п/м док. ф. "Чтобы мир продолжался" (1963, реж. Бро, П. Перро) и п/м худож. ф. "Жители засушливых земель" (1963, реж. Д. Холдейн, в сов. прокате "Покорители прерий"). Выходили док. многосер. ф. для ТВ: "Беспристрастный взгляд", "Наше время" и др. Худож. ф. создавались в ун-тах ("Один или с другими", 1961, реж. Д. Аркан, Д. Эру, С. Ванн; "Бренные останки", 1963, реж. Л. Кент; "Зимой нам тепло", 1965, реж. Д. Сектер). Объединение независимых режиссёров "Кооператив" (осн. 1963) среди др. выпустило худож. ленту "Между морем и пресной водой" (1967, реж. Бро), независимые компании - ф. "Уоррен-дейл" (1966, реж. А. Кинг) и др. П/м худож. ф. создавал киносовет: "Никто не прощается" (реж. Д. Оуэн) и "Кот в мешке" (реж. Ж. Гру) - оба 1964, "Счастливая жизнь Леопольда З." (1965, реж. Ж. Карль), "Лучший скрипач" (1968, реж. П. Пирсон) и др. Для стимулирования произ-ва худож. ф. в 1967 была образована гос. Корпорация по развитию канад. кино, оказывавшая финансовую помощь в начальный период работы над фильмами. Стремясь к возврату вложенных затрат, корпорация помещала деньги преим. в коммерч. картины, в т. ч. совместного произ-ва с др. странами. Среди ф. киносовета: серия док. лент о социальных, политич. и экономич. проблемах "Нужны перемены", худож. ф. "Мой дядя Антуан" (реж. К. Жютра) и "Бык" (реж. К. Перрон) - оба 1971, "Холод" (1972, реж. М. Дефалко), "Почему перевернулась лодка?" (реж. Д. Хоу), "Один" (реж. Р. Спрей) и "Ж. А. Мартен, фотограф" (реж. Ж. Боден) - все 1976. При финансовом участии корпорации были сделаны получившие известность худож. ф. "Вниз по дороге" (1970, реж. Д. Шебиб), "Истинная натура Бернадетты" (1972, реж. Карль), "Камураска" (1973, реж. Жютра), "Вступление в жизнь Дадди Крэвитца" (реж. Т. Котчефф) и "Приказы" (реж. Бро) - оба 1974, "Запоздалый восход" (1976, реж. А. Брассар), "Голубая зима" (реж. А. Бланшар) и "Зачем стрелять в учителя?" (реж. С. Нариццано) - оба 1977, "Охотник" (1978, реж. З. Р. Делен), "Мастер на все руки!" (реж. М. Ланкту) и "Удачное избавление" (реж. Ф. Манкевич) - оба 1980, "Семья Плюф" (1981, реж. Карль), "Старый лис" (1982, реж. Ф. Борсос). В условиях, когда коммерч. прокатная сеть в Канаде практически находится в руках крупных амер. кинокомпаний, выход прогрес. ф. канад. произ-ва к широкой зрит, аудитории затруднён. Ведущие актёры 70 - 80-х гг.: Ж. Бюжо, М. Сабурен, Д. Сазерленд, М. Лепаж, Л. Гильбо, Ж. Лапуэнт, К. Лор, М. Мер-кюр, А. Пельтье, Т. Пикок, М. Тифо, М. Ланкту. В Канаде часто снимаются известные амер. и франц. актёры.В 1943 была создана мульт. секция, к-рую возглавил Н. Мак-Ларен, ставший создателем канад. мульт. кино. Среди мультипликаторов 60 - 70-х гг. получили известность реж. Дж. Даннинг, Г. Манро, П. Дриссен, Д. Поттертон, Б. Лонгире, И. Малетт, К. Лиф, Дж. У ил дон и др. Школа канад. мультипликации - одна из наиболее известных. Среди ведущих кинокритиков: П. Веронно, Ж. П. Бастьен, С. Газеркул, Л. Перроль, Р. и М. Барнет. В Канаде проводятся Мкф: с 1950 - в Йорктоне (док. ф.), с 1960 - в Ванкувере и Монреале (в рамках этого фестиваля ежегодно до 1977 проводился фестиваль канад. ф.), с 1976 - в Торонто междунар. "Фестиваль фестивалей". С 1976 в Оттаве проходит междунар. фестиваль мульт. фильмов. В 1979 осн. Канад. академия кино-иск-ва, к-рая ежегодно присуждает пр. "Джин". Наиболее популярные журналы по вопросам кино: "Image" (с 1972), "Objectif", "Screen" (с 1967), "Take one" (с 1971), "Film world" (с 1978). (Илл. табл. XLIII.)Маrsоlais G., Le cinema canadien, Montreal, 1968; Paquet A., How to make or not to make Canadian film, Montreal, 1967; Norman McLaren, Cinematheque canadienne, Montreal, 1965; Morris P., Embattled shadows. A history of Canadian cinema, Montreal, 1978.В. А. Иванов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.