Китайская кинематография

Китайская кинематография
«Уличные ангелы».

«Уличные ангелы».
Режиссёр Юань Мучжи.
1937.

кита́йская кинематогра́фия. Первая демонстрация фильмов в Китае состоялась в 1896, съёмка театрального спектакля — в 1905, игровой фильм выпущен в 1913. В 20-е гг. показывались «просветительные» фильмы. Деятельность работавших в Шанхае кинокомпаний «Минсин» (с 1922), «Наньго» (с 1926), «Ляньхуа» (с 1929) положила начало прогрессивному кино 30-х гг. Первый звуковой фильм — «Гибель персиков и слив» (1934). В 30-е гг. ежегодно выпускалось 40 художественных фильмов, часто копировавших голливудскую продукцию. Японская агрессия 1931 и японо-китайская война 1937—45 подняли волну патриотизма, породившую «кино сопротивления». Бессодержательные комедии перестали пользоваться успехом. Создание в 1933 Китайского кинематографического общества и в 1938 Всекитайской ассоциации кинематографистов по отпору врагу способствовало развитию китайской кинематографии. Лучшими работами этого периода были фильмы «Яростный поток» (режиссёр Чэн Бугао) и «24 часа Шанхая» (режиссёр Шэнь Силин) — оба 1933, «Песня рыбаков» (режиссёр Цай Чушэн) и «Дорога» (режиссёр Сунь Юй) — оба 1934, «Городские сцены» (1935, режиссёр Юань Мучжи), «Перекрёсток» (режиссёр Шэнь Силин) и «Уличные ангелы» (режиссёр Юань Мучжи) — оба 1937, «Защитим нашу землю» (1938, режиссёр Ши Дуншань). В 1947—49 происходило осмысление кинематографистами итогов войны и социальных проблем. Ведущая компания «Куньлунь» (основана 1946) выпустила фильмы «Дорога в восемь тысяч ли, луна и облака» (режиссёр Ши Дуншань), «Весенние воды текут на восток» (режиссёр Цай Чушэн, Чжэн Цзюньли), «На реке Сунгари» (режиссёр Цзинь Шань) — все 1947, «Вороны и воробьи» (1949, режиссёр Чжэн Цзюньли).

В 1949, незадолго до образования КНР, была создана Всекитайская ассоциация работников киноискусства (председатель Ян Ханьшэн, существовала недолго, восстановлена в 1957, председатель Цай Чушэн), с 1960 называлась Союз работников кино, с 1979 — Союз китайских кинематографистов. Объём кинопроизводства в КНР к 1957 вырос с 6 в 1949 до 40 художественных фильмов в год. Борьба за освобождение, развитие социалистического строительства отразились в фильмах «Седая девушка» (режиссёр Шуи Хуа, Ван Бинь) и «Стальной солдат» (режиссёр Чэн Инь) — оба 1950, «Письмо с петушиными перьями» (режиссёр Ши Хуэй) и «Земля» (режиссёр Шуи Хуа) — оба 1954, «Дочь партии» (1958, режиссёр Линь Нун). Экранизировалась литературная классика («Моление о счастье» по Лу Синю, 1956, режиссёр Сан Ху, и др.). Однако развитию китайской кинематографии мешали левацкие идеи «общедоступности», примитивизм, извращённое толкование принципа идеологической перестройки художников, политико-административной «кампании перевоспитания» (1951—52: критика фильма «Жизнь у Сюня», 1950, режиссёр Сунь Юй; 1957: «борьба с правыми», и др.). Жанр «документального художественного фильма», введённый в кино «большим скачком» в 1958, культивировал враждебность к художественности, подозрительность к художникам. К истощению производственных мощностей вела погоня за количеством: в 1958—103 фильма (в последующие годы — 20—30 фильмов). Среди отдельных удач — фильмы «Буря» (режиссёр Цзинь Шань), «Лавка Линя» (по Мао Дуню, режиссёр Шуи Хуа) и «Новая история старого солдата» (режиссёр Шэнь Фу) — все 1959, «Красный женский отряд» (режиссёр Се Цзинь) и «Ураган» (режиссёр Се Тели) — оба 1961. В 1960 работали 33 киностудии, преимущественно мелкие (к 1966 их осталось 9, в том числе ведущие старые киностудии Шанхая, Пекина, Чанчуня).

После 10-го пленума ЦК КПК (сентябрь 1962) и особенно с осени 1964 стало «ниспровергаться» отечественное и зарубежное кино. «Культурная революция», начавшаяся в 1966, привела к отказу от всех прошлых достижений, запрету фильмов, отстранению от работы кинематографистов и их репрессиям. Был разогнан Союз работников кино. Выпускались хроникальные ленты, преимущественно апологетические и антисоветские. В 1973 частично возобновилось производство художественных фильмов. Однако господствовала политическая лакировка в духе «метода сочетания революционного реализма с революционным романтизмом».

После 1976 в прокат стали возвращаться старые фильмы, запрещённые «культурной революцией». С 1979 вновь выходят журналы «Дяньин ишу» («Искусство кино»), «Дачжун дяньин» («Массовое кино») и др. В работу снова включились деятели кино, репрессированные в период «культурной революции»: Се Тянь, Се Цзинь, Бай Ян, Цюй Байинь (ум. 1979), Се Тели, Шуи Хуа, Чжао Дань (ум. 1980), Чжан Жуй-фан, Чжун Дяньфэй, Се Фан и др. Реабилитация иногда осуществляется посмертно (председатель Союза работников кино Цай Чушэн, актриса Шу Сювэнь и др.). Заявила о себе и творческая молодёжь — режиссёры У Игун, Ян Яньцзинь, Пэн Нин; актёры Чэнь Чун, Чжан Юй и др. В 1979 был проведён съезд Союза китайских кинематографистов (председатель союза — Ся Янь), создано общество кинокритиков (председатель Чжун Дяньфэй). Растёт выпуск художественных фильмов (в 1981 — 105 фильмов, в 1984 — 144 фильма). Среди них: «Улыбка страдальца» (режиссёры Ян Яньцзинь, Дэн Иминь) и «Сяохуа» (режиссёр Чжан Чжэн) — оба 1979, «Ночной дождь в горах Башань» (режиссёры У Юнган, У Игун) и «Тяньюньшанское сказание» (режиссёр Се Цзинь) — оба 1980, «Скорбь по ушедшей» (режиссёр Шуи Хуа) и «Лекарство» (режиссёр Люй Шаолянь) — оба по Лу Синю, 1981, «Давняя история в южном предместье» (1982, режиссёр У Игун), «Улица Заходящего солнца» (1983, режиссёр Ван Хаовэй). Усилилось внимание к сценарной работе, наметилось расширение тематики. Хотя в ряде фильмов продолжают бытовать открытая декларативность и плакатность, поставленные на службу сиюминутным политическим интересам, а также пустая развлекательность (в том числе фильмы «кун-фу» — о кулачном военном искусстве), в лучших фильмах китайской кинематографии появилось новое отношение к действительности, заметно тяготение к её реалистическому отражению, персонажи обретают черты индивидуальных характеров.

Функционирует Пекинский институт кинематографии (основан 1950). Возрождена система Всекитайских киноконкурсов («Сто цветов» — с 1980, «Золотой петух» — с 1981). Публикуются теоретические труды, переводятся работы зарубежных авторов (Б. Балаж, Л. В. Кулешов, Дж. Х. Лоусон). Широко печатаются сценарии, в том числе советские («Москва слезам не верит», «Сибириада» и др.). Расширился репертуар прокатных зарубежных фильмов, на экраны страны выходят фильмы социалистических и капиталистических стран. В 1983 работало 13 киностудий. Кино КНР стало активно участвовать в международных кинофестивалях.

также: Указатель фильмов по странам. Китай

Литература:
Юткевич С. И., в театрах и кино свободного Китая, М., 1953;
Торопцев С. А., Очерк истории китайского кино, 1896—1966, М., 1979;
его же, Кино и «культурная революция» в Китае, М., 1978;
Чэн Цзихуа и др., Чжунго дяньин фачжань ши (История развития китайского кино), т. 1—2, Пекин, 1980;
Ду Юньчжи, Чжунго дяньин ши (История китайского кино), т. 1—3, Тайбэй, 1972;
Leyda J., Dianying. An account of films and the film audience in China, Camb.—L., 1972.

С. А. Торопцев.

«Седая девушка».

«Седая девушка».
Режиссёры Шуй Хуа, Ван Бинь.
1950.

«Стальной солдат».

«Стальной солдат».
Режиссёр Чэн Инь.
1950.

«Буря».

«Буря».
Режиссёр Цзинь Шань.
1959.

«Сяохуа».

«Сяохуа».
Режиссёр Чжан Чжэн.
(Сяохуа — Чэнь Чун.)
1979.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Китайская кинематография" в других словарях:

  • Китай —         Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго).          I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке …   Большая советская энциклопедия

  • Список синологов, пишущих на русском языке — …   Википедия

  • Список синологов — Список синологов, пишущих на русском языке   Это служебный список стате …   Википедия

  • Великобритания — I Великобритания (Great Britain)         остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain)         официальное название Соединённое… …   Большая советская энциклопедия

  • Кинематограф Китайской республики — Кинематограф Китайской республики, (Кинематограф Тайваня) является частью китайскоязычного кинематографа, в который также входят кинематограф Китайской Народной Республики и кинематограф Гонконга. История тайваньского кино насчитывает более ста… …   Википедия

  • Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию …   Энциклопедия инвестора

  • Великобритания (государство) — Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… …   Большая советская энциклопедия

  • Корея — (корейский Чосон)          I. Общие сведения          К. страна в Восточной Азии, расположенная в основном на Корейском полуострове, на прилегающей материковой части и островах. На В. омывается Японским морем (в К. оно называется Восточным), на З …   Большая советская энциклопедия

  • Японцы — Японцы …   Википедия

  • Японец — Японцы (яп. 日本人 нихондзин/ниппондзин, 日本民族 нихон миндзоку)  нация, основное (более 99 %) население Японии. Говорят на японском языке. Содержание 1 Численность и расселение …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»