КУРОСАВА Акира

КУРОСАВА Акира

Куроса́ва Акира (р. 23.3.1910), японский режиссёр. Учился в Академии изящных искусств. В 1929 участвовал в работе Ассоциации пролет, искусства Японии, Увлекался русской литературой: Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, особенно Ф. М. Достоевским. В 1936 начал работать в кино. Был ассистентом режиссёра Кадзиро Ямамото (в 1941 закончил его фильм «Лошадь»), писал сценарии. В 1943 дебютировал как режиссёр фильма «Сугата Сансиро» (по собственному сценарию), в котором рассказал о событиях, связанных с развитием дзюдо в конце XIX в. Затем Куросава поставил фильм «Самые красивые» (1944) о жизни девушек, работающих на военном заводе.

В 1945 сделал 2-ю серию о героях дзюдо — «Сугата Сансиро, продолжение», а также фильм по пьесе театра кабуки «Кандзинтё» — «Мужчины, идущие по следу тигра», который из-за запрета оккупационными властями вышел на экраны лишь В 1952. По заказу забастовочного комитета кинокомпании «Тохо» с Кадзиро Ямамото и Хидэо Сэкигава поставил фильм «Люди, творящие завтра» (1946). Демократические устремления послевоенных лет отразились в фильмах «Я не жалею о своей юности» (1946) и «Великолепное воскресенье» (1947). В фильме «Пьяный ангел» (1948) Куросава воплотил идеи о необходимости творить добро, жить для людей, ставшие основными в его творчестве. В этом фильме в роли Мацунага снялся Тосиро Мифунэ, с которым режиссёр сотрудничал многие годы. На разных студиях страны поставил фильмы: «Молчаливая дуэль» и «Бездомный пёс» (1949), «Скандал» (1950). Широкую известность получил фильм «Расёмон» (по рассказам Рюноскэ Акутагава, 1950, главная премия международного кинофестиваля в Венеции и премия «Оскар», 1951, и многие другие), в котором проявилась приверженность Куросавы к яркой исключительности человеческих характеров, бурным страстям, острым столкновениям и конфликтам в драматургии. В этом фильме Куросава разрушил устойчивые каноны традиционной стилистики японское кино, привнёс в фильмы достижения мирового киноискусства.

Куросава активно вторгается в острые проблемы социального и политического бытия, глубоко проникает в жизнь и тяготы рядового человека; он верит в нравственное, духовное совершенствование личности. В фильмы «Жить» (1952, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1954) мелкий чиновник перед лицом смерти пробуждается к активной деятельности, к сочувствию людям. Как и в других лучших фильмах, режиссёр не ограничивается пересказом событий, он пытается философски осмыслить их. Настойчивость, с которой Куросава проповедует необходимость творить добро, придаёт фильму морализаторский оттенок. Ироничное отношение к феодальной морали, попытка формального обновления традиционного жанра «кэнгэки» сказались в фильме «Семь самураев» (1954, премия международного кинофестиваля в Венеции, премия «Оскар», 1955).

Обращаясь к экранизациям произведений зарубежной классической литературы, Куросава переносит события на японскую почву, сохраняя при этом с редкой последовательностью дух и идею первоисточника. В фильме «Идиот» (по Достоевскому, 1951) действие перенесено в послевоенную Японию; трагедия Шекспира «Макбет» — фильм «Замок паутины» («Трон в крови», 1957, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине) — разыгрывается в средневековой Японии в пору междоусобиц; в фильме «На дне» (по М. Горькому, 1957) события происходят на окраине города Эдо (Токио) в конце XIX в.

В 1955 в фильме «Записки живого» Куросава, выразив свою тревогу о судьбах мира, выступил против войны. Гражданские устремления Куросава реализует особенно упорно после того, как в 1960 создал собственную компанию «Куросава про». В первых фильмах, поставленных здесь: «Чем хуже человек, тем лучше он спит» (1960, в советском прокате «Злые остаются живыми»), «Рай и ад» (по Э. Мак-Бейну, 1963), Куросава выступал против социальной несправедливости, разоблачал социальное зло. Необходимость обеспечить фильмам Коммерческий успех заставила Куросава вновь обратиться к популярному жанру «кэнгэки». В 1958 он поставил фильм «Трое негодяев в скрытой крепости», затем ещё два темпераментных «кэнгэки» с Тосиро Мифунэ в главной роли — «Телохранитель» (1961, премия международного кинофестиваля в Венеции) и «Цубаки Сандзюро» (по Сюгоро Ямамото, 1962), в которых высмеивает моральные и нравственные догматы самурайства. Оба фильма стали «боевиками». Гуманистическая позиция Куросавы раскрылась в фильме «Красная борода» (по Сюгоро Ямамото, 1965, премия международного кинофестиваля в Венеции и др.).

Кризисное состояние японской кинопромышленности привело Куросаву к попытке сотрудничества с Голливудом. Из-за расхождений с американской фирмой замысел фильма «Стремительный поезд» остался нереализованным, а фильм «Тора, тора, тора!» — незавершённым (его поставили другие режиссёры). В творчестве Куросавы наступил пятилетний перерыв. В 1969 Кэйскэ Киносита, Кон Итикава, Масаки Кобаяси и Куросава основали компанию «Четыре всадника». Здесь Куросава поставил свой первый цветной фильм «Додэскадэн» (по Сюгоро Ямамото, 1970, в советском прокате «Под стук трамвайных колёс»). В 1975 Куросава был приглашён в СССР и сделал на «Мосфильме» фильм «Дерсу Узала» (по В. К. Арсеньеву, 1976, главная премия международного кинофестиваля в Москве, 1975, премия «Оскар», 1976). В 1980 поставил фильм «Тень воина» (главная премия международного кинофестиваля в Канне, премия «Сезар» и др.), в 1985 — «Ран» («Смута»).

По сценарию Куросавы разными режиссёрами создано свыше 20 фильмов. Адаптированы «Семь самураев» («Великолепная семёрка», режиссёр Дж. Стёрджес), «Расёмон» («Надругательство», режиссёр М. Ритт), «Телохранитель» («За пригоршню долларов», режиссёр С. Леоне). Фильмы Куросавы награждены многими отечеств, премиями. Куросаве присуждён приз культуры Асахи (1965), юбилейная почётная премия на международного кинофестиваля в Москве в 1979. Куросава первым среди кинематографистов Японии получил почётное звание Заслуженный деятель культуры. В 1982 отмечен юбилейной премией международного кинофестиваля в Венеции.

Сочинения:
Красная борода (совм. с др.), в сборнике: Зарубежные киносценарии, в. 3, М., 1969;
Под стук трамвайных колес. Киносценарий, [М., 1974] (с Огуни Хидэо и Хасимото Синобу).

Литература:
Акира Куросава [перевод], М., 1977;
Сато Тадао, Куросава Акирано сэкай. (Мир Куросава Акира), Токио, 1969;
Ezratty S., Kurosawa, P., 1964;
Richie D., The films of Akira Kurosawa, Berk.—Los Ang., 1965;
Helman A., Akira Kurosawa, Warsz., 1970;
Tassone A., Akira Kurosava, P., 1983.

И. Ю. Генс.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "КУРОСАВА Акира" в других словарях:

  • Куросава, Акира — Акира Куросава 黒澤明 …   Википедия

  • КУРОСАВА Акира — (23. 03. 1910 06. 09. 1998), японский режиссер. Учился в Академии изящных искусств. С 1936 в кино, ассистент режиссера Кадзиро Ямамото, писал сценарии. Режиссерский дебют «Сугата Сансиро» (1943) о событиях, связанных с развитием дзюдо в конце 19… …   Энциклопедия кино

  • КУРОСАВА Акира — (р. 1910) японский кинорежиссер, сценарист. Фильмы: Расемон (1950), Идиот (1951), Семь самураев (1954), Дерсу Узала (1976, совместный советско японский фильм), Тень воина 1980), Ран ( Смута , 1985), Августовская Рапсодия (1991). По сценариям… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Куросава Акира — (родился 23.3.1910, Токио), японский кинорежиссёр. В 1928≈35 учился в Академии искусств (Токио). С 1936 работал как сценарист, ассистент режиссёра. В 1943 начал режиссёрскую деятельность. Мировую известность получил фильм К. «Расёмон» (1950, по… …   Большая советская энциклопедия

  • Куросава Акира — (1910 1998), японский кинорежиссёр, сценарист. Фильмы: «Расёмон» (1950), «Идиот» (1951), «Семь самураев» (1954), «Дерсу Узала» (1976, совместный советско японский фильм), «Тень воина» (1980), «Ран» («Смута», 1985), «Августовская рапсодия» (1991) …   Энциклопедический словарь

  • Куросава, Акира — А. Куросава. Кадр из фильма Расемон . КУРОСАВА Акира (родился в 1910), японский кинорежиссер, сценарист. Мировую известность получили фильмы Куросавы: Расемон (1950), Идиот (1951), Семь самураев (1954), Замок паутины ( Трон в крови ), На дне (оба …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Куросава Акира — Акира Куросава 黒澤明 Акира Куросава на съёмках фильма «Тень воина» в 1980 году Дата рождения: 23 марта 1910(19100323) …   Википедия

  • КУРОСАВА Акира — (1910 1998), японский кинорежиссер, чей фильм Расемон, удостоенный гран при Венецианского фестиваля 1951, открыл западному зрителю послевоенное японское кино. Новаторство Куросавы, применившего синтез русского эпического полотна, западного… …   Энциклопедия Кольера

  • Куросава Акира — (1910–1998) кинорежиссер. Первоначально художник, участвовал в работе Ассоциации пролетарского искусства Японии. В кино с 1936 г. Дебютировал фильмом Сугата Сансиро (1943). После войны вместе с К. Ямамото и X. Сэкигава поставил фильм Люди,… …   Вся Япония

  • Куросава, Акира — (Kurosawa, Akira, 1910 1998) японский кинорежиссер, известный на Западе киноверсиями Макбета ( Трон в крови ; The Throne of Blood, 1957) и Короля Лира ( Смута ; Ran, 1985). Он также снял свою версию Гамлета ( Плохие спят спокойно ; The Bad Sleep… …   Шекспировская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»