- Ленин и Кино
- • ЛЕ`НИН И КИНО`Вопросы кино занимают существенное место в теоретич. наследии и партешно-гос. деятельности В. И. Ленина. Мысли и суждения Ленина о кино сохранились не только в его сочинениях, но и в воспоминаниях таких ближайших его соратников, как Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. И. Ульянова, Ем. Ярославский и др.Для эстетики кино, для развития кинематографич. творчества огромное значение имеет ленинская теория познания, вся система идей Ленина об отражающих и творч. функциях сознания, о принципах развития худож. культуры.Ещё в 1907 Ленин определил сущность бурж. кино, отметив, что "... пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес" (цит. по ст. Бонч-Бруевич В л., Ленин и кино ..., см. сб. "Самое важное из всех искусств. Ленин о кино", 1973, с. 116).В своих статьях, директивах и высказываниях по проблемам кино Ленин опирался не только и не столько на опыт совр. ему кинематографа, к-рый ещё находился в младенческом состоянии, сколько на глубокое понимание общих закономерностей социального развития; он рассматривал кино в контексте борьбы за социалистич. переустройство общества, предугадывая большие возможности и перспективы молодого иск-ва.В 1922 в беседе с А. В. Луначарским Ленин сказал: "... из всех искусств для нас важнейшим является кино" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 579). Этим теоретич. положением Ленин не только обозначил место кинематографа среди форм обществ, сознания, но и внёс выдающийся вклад в определение всего совр. иск-ва.Тогда же Ленин определил осн. функции кино в социалистич. обществе, указав на "... производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность..." (там же). Коммунистич. идейность и отображение реальной практики социалистич. и коммунистич. строительства явились гл. элементами творч. направленности сов. кино на всех этапах его развития.По мысли Ленина, социалистич. кино должно было начинаться с хроники и лишь затем переходить к произ-ву игровых фильмов. Характер хроник.-док. кино определяется следующим образом: "... широко-осведомительная хроника, которая подбиралась бы соответствующим образом, т. е. была бы образной публицистикой, в духе той линии, которую, скажем, ведут наши лучшие советские газеты" ("Самое важное из всех искусств. Ленин о кино", 1973, с. 166). Своим положением относительно образной публицистики Ленин наметил реальный путь повышения познавательной и воздействующей силы кинодокумента - именно по этому пути и поныне идёт сов. док. кино.В области науч.-популяр, кино Ленин предусматривал необходимость "... образных публичных лекций по различным вопросам науки и техники" (там же). Кино в качестве инструмента науч. познания и средства науч. популяризации выступает у Ленина как одно из самых перспективных направлений развития социалистич. киноиск-ва.Документализм и просветительное начало рассматриваются Лениным не только как свойства отд. видов кино, но как содержат, аспекты всей кинематографии в целом, включая и игровые ф.Перед игровым кинематографом Ленин выдвигал широкую творч. программу, настаивая на необходимости "... внести в кино не только науку, не только искусство, не только производство, но и юмор, но и смех, но и животрепещущие сцены комедии и драмы, но все это должно быть направлено к одной, единственной цели: к борьбе за новый быт, за новые нравы, за лучшее будущее..." (там же, с. 120).Место кино в социалистич. обществе Ленин определил в 1919 в одном из написанных им пунктов проекта партийной программы; кинематограф, по мысли Ленина, должен был служить "... самообразованию и саморазвитию рабочих и трудовых крестьян..." (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 96).Теоретич. положения в области кино, сформулированные Лениным, неотделимы от его партийно-гос. деятельности в этой области. Декреты, постановления правительства и др. гос. акты, связанные с именем Ленина, обобщали опыт, накопленный в киностроительстве, и открывали перспективу идейного и организац. совершенствования сов. кинематографии.Основополагающим гос. актом явился подписанный Лениным декрет Совнаркома РСФСР "О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению" от 27 авг. 1919 (см. "Самое важное из всех искусств...", с. 51). Декрет оказал большое влияние на процесс национализации кинопредприятий и на складывание системы гос. органов, ведающих кинематографией, на развитие кинодела в стране.В 1918 - 22 Ленин подготовил и подписал ряд партийных и гос. документов, определивших осн. принципы сов. кино-строительства. Среди них: указания о работе киноучреждений, об использовании кино на агитпоездах и агитпароходах, о создании отд. картин (в частности, посв. передовым методам добычи торфа), финансировании кинопредприятий и мн. др. Особое значение имел подписанный Лениным декрет Совнаркома РСФСР "О бесплатном снабжении государственных учреждений кинокартинами" от 20 мая 1921 (см. там же, с. 58), положивший начало сети некоммерч. проката фильмов.В "Директивах по киноделу" от 17 янв. 1922 (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 360 - 61) Ленин сформулировал принцип использования кино, получивший позднее назв. "ленинская пропорция". В соответствии с директивой каждый киносеанс должен был включать (в себя как "... картины специально прпагандистского содержания...", так и "...увеселительные картины, специально для рекламы и для дохода (конечно, без похабщины и контрреволюции)..." (тамже, с. 360). Такая структура кинопредставления способствовала решению тех идейных, просветительных и организац. задач, к-рые ставились перед сов. кинематографией. Особое внимание Ленин обращал "... на организацию кинотеатров в деревнях и на Востоке, где они являются новинками и где поэтому наша пропаганда будет особенно успешна" (там же, с. 361). Развивая эти положения, Ленин утверждал, что "... кино в деревне не менее важно, чем книга" ("Самое важное из п всех искусств...", с. 165).Ленин был весьма требовательным кинозрителем, нередко посещал киносеансы. И хотя совр. ему ф. лишь в очень малой степени удовлетворяли его идейные и худож. запросы. Получила одобрение Ленина комедия "Чудотворец" (реж. А. П. Пантелеев, сц. А. Зарин).Внимательно следя за первыми шагами произ-ва ф. в нашей стране, Владимир Ильич лично поддерживал многие начинания в области кино. Прямые указания Ленина и возглавляемого им аппарата Совнаркома и Совета Труда и Обороны оказали большое влияние на творч. судьбы таких известных кинематографистов, как Л. В. Кулешов, Д. Вертов, В. Р. Гардин, А. А. Левицкий, А. Г. Лемберг и др. Ленинское наследие по вопросам кино служит фундаментом теории и практики сов. кинематографии, пролагает пути к еe дальнейшему совершенствованию иск-ва кино периода развитого социализма.♦ Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 171; т. 23, с. 190; т. 24, с. 369-70; т. 38, с. 96; т. 40, с. 72-73; т. 42, с. 16, 153, 374-75; т. 44, с. 270-71, 360 - 61, 579; т. 50, с. 279; т. 51, с. 215-16, 235, 318-20; т. 52, с. 136-37; т. 54, с. 75, 174; Самое важное из всех иск-в. Ленин о кино, 2 изд., М., 1973; Болтянский Г., Ленин и кино, М.- Л., 1925; Гак А., Смирнов И., Об этом заботился Ленин..., "ИК", 1962, № 11; Гинзбург С. Кинематография дореволюцион. России, М., 1963; Левицкий А., Рассказы о кинематографе, М., 1964; История сов. кино, и т. 1, М., 1969; Капельгородська Н., В. Ленiн i кiно, К., 1969; Листов В., Страницы великого наследия, "ИК", 1974, его же, Телеграфный бланк девятнадцатого года, там же, 1977, № 10; его же, К теме "Ленин и кино". История одного поиска, там же, № 6; Кулешов Л., Хохлова А., 50 лет в кино, М., 1975; Гак А., У истоков сов. кинематографии, "Вопросы истории", 1976, № 10.В. С. Листов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.