Ленин и Кино

Ленин и Кино
• ЛЕ`НИН И КИНО`
   Вопросы кино занимают существенное место в теоретич. наследии и партешно-гос. деятельности В. И. Ленина. Мысли и суждения Ленина о кино сохранились не только в его сочинениях, но и в воспоминаниях таких ближайших его соратников, как Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. И. Ульянова, Ем. Ярославский и др.
   Для эстетики кино, для развития кинематографич. творчества огромное значение имеет ленинская теория познания, вся система идей Ленина об отражающих и творч. функциях сознания, о принципах развития худож. культуры.
   Ещё в 1907 Ленин определил сущность бурж. кино, отметив, что "... пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес" (цит. по ст. Бонч-Бруевич В л., Ленин и кино ..., см. сб. "Самое важное из всех искусств. Ленин о кино", 1973, с. 116).
   В своих статьях, директивах и высказываниях по проблемам кино Ленин опирался не только и не столько на опыт совр. ему кинематографа, к-рый ещё находился в младенческом состоянии, сколько на глубокое понимание общих закономерностей социального развития; он рассматривал кино в контексте борьбы за социалистич. переустройство общества, предугадывая большие возможности и перспективы молодого иск-ва.
   В 1922 в беседе с А. В. Луначарским Ленин сказал: "... из всех искусств для нас важнейшим является кино" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 579). Этим теоретич. положением Ленин не только обозначил место кинематографа среди форм обществ, сознания, но и внёс выдающийся вклад в определение всего совр. иск-ва.
   Тогда же Ленин определил осн. функции кино в социалистич. обществе, указав на "... производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность..." (там же). Коммунистич. идейность и отображение реальной практики социалистич. и коммунистич. строительства явились гл. элементами творч. направленности сов. кино на всех этапах его развития.
   По мысли Ленина, социалистич. кино должно было начинаться с хроники и лишь затем переходить к произ-ву игровых фильмов. Характер хроник.-док. кино определяется следующим образом: "... широко-осведомительная хроника, которая подбиралась бы соответствующим образом, т. е. была бы образной публицистикой, в духе той линии, которую, скажем, ведут наши лучшие советские газеты" ("Самое важное из всех искусств. Ленин о кино", 1973, с. 166). Своим положением относительно образной публицистики Ленин наметил реальный путь повышения познавательной и воздействующей силы кинодокумента - именно по этому пути и поныне идёт сов. док. кино.
   В области науч.-популяр, кино Ленин предусматривал необходимость "... образных публичных лекций по различным вопросам науки и техники" (там же). Кино в качестве инструмента науч. познания и средства науч. популяризации выступает у Ленина как одно из самых перспективных направлений развития социалистич. киноиск-ва.
   Документализм и просветительное начало рассматриваются Лениным не только как свойства отд. видов кино, но как содержат, аспекты всей кинематографии в целом, включая и игровые ф.
   Перед игровым кинематографом Ленин выдвигал широкую творч. программу, настаивая на необходимости "... внести в кино не только науку, не только искусство, не только производство, но и юмор, но и смех, но и животрепещущие сцены комедии и драмы, но все это должно быть направлено к одной, единственной цели: к борьбе за новый быт, за новые нравы, за лучшее будущее..." (там же, с. 120).
   Место кино в социалистич. обществе Ленин определил в 1919 в одном из написанных им пунктов проекта партийной программы; кинематограф, по мысли Ленина, должен был служить "... самообразованию и саморазвитию рабочих и трудовых крестьян..." (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 96).
   Теоретич. положения в области кино, сформулированные Лениным, неотделимы от его партийно-гос. деятельности в этой области. Декреты, постановления правительства и др. гос. акты, связанные с именем Ленина, обобщали опыт, накопленный в киностроительстве, и открывали перспективу идейного и организац. совершенствования сов. кинематографии.
   Основополагающим гос. актом явился подписанный Лениным декрет Совнаркома РСФСР "О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению" от 27 авг. 1919 (см. "Самое важное из всех искусств...", с. 51). Декрет оказал большое влияние на процесс национализации кинопредприятий и на складывание системы гос. органов, ведающих кинематографией, на развитие кинодела в стране.
   В 1918 - 22 Ленин подготовил и подписал ряд партийных и гос. документов, определивших осн. принципы сов. кино-строительства. Среди них: указания о работе киноучреждений, об использовании кино на агитпоездах и агитпароходах, о создании отд. картин (в частности, посв. передовым методам добычи торфа), финансировании кинопредприятий и мн. др. Особое значение имел подписанный Лениным декрет Совнаркома РСФСР "О бесплатном снабжении государственных учреждений кинокартинами" от 20 мая 1921 (см. там же, с. 58), положивший начало сети некоммерч. проката фильмов.
   В "Директивах по киноделу" от 17 янв. 1922 (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 360 - 61) Ленин сформулировал принцип использования кино, получивший позднее назв. "ленинская пропорция". В соответствии с директивой каждый киносеанс должен был включать (в себя как "... картины специально прпагандистского содержания...", так и "...увеселительные картины, специально для рекламы и для дохода (конечно, без похабщины и контрреволюции)..." (тамже, с. 360). Такая структура кинопредставления способствовала решению тех идейных, просветительных и организац. задач, к-рые ставились перед сов. кинематографией. Особое внимание Ленин обращал "... на организацию кинотеатров в деревнях и на Востоке, где они являются новинками и где поэтому наша пропаганда будет особенно успешна" (там же, с. 361). Развивая эти положения, Ленин утверждал, что "... кино в деревне не менее важно, чем книга" ("Самое важное из п всех искусств...", с. 165).
   Ленин был весьма требовательным кинозрителем, нередко посещал киносеансы. И хотя совр. ему ф. лишь в очень малой степени удовлетворяли его идейные и худож. запросы. Получила одобрение Ленина комедия "Чудотворец" (реж. А. П. Пантелеев, сц. А. Зарин).
   Внимательно следя за первыми шагами произ-ва ф. в нашей стране, Владимир Ильич лично поддерживал многие начинания в области кино. Прямые указания Ленина и возглавляемого им аппарата Совнаркома и Совета Труда и Обороны оказали большое влияние на творч. судьбы таких известных кинематографистов, как Л. В. Кулешов, Д. Вертов, В. Р. Гардин, А. А. Левицкий, А. Г. Лемберг и др. Ленинское наследие по вопросам кино служит фундаментом теории и практики сов. кинематографии, пролагает пути к еe дальнейшему совершенствованию иск-ва кино периода развитого социализма.
   ♦ Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 171; т. 23, с. 190; т. 24, с. 369-70; т. 38, с. 96; т. 40, с. 72-73; т. 42, с. 16, 153, 374-75; т. 44, с. 270-71, 360 - 61, 579; т. 50, с. 279; т. 51, с. 215-16, 235, 318-20; т. 52, с. 136-37; т. 54, с. 75, 174; Самое важное из всех иск-в. Ленин о кино, 2 изд., М., 1973; Болтянский Г., Ленин и кино, М.- Л., 1925; Гак А., Смирнов И., Об этом заботился Ленин..., "ИК", 1962, № 11; Гинзбург С. Кинематография дореволюцион. России, М., 1963; Левицкий А., Рассказы о кинематографе, М., 1964; История сов. кино, и т. 1, М., 1969; Капельгородська Н., В. Ленiн i кiно, К., 1969; Листов В., Страницы великого наследия, "ИК", 1974, его же, Телеграфный бланк девятнадцатого года, там же, 1977, № 10; его же, К теме "Ленин и кино". История одного поиска, там же, № 6; Кулешов Л., Хохлова А., 50 лет в кино, М., 1975; Гак А., У истоков сов. кинематографии, "Вопросы истории", 1976, № 10.
   В. С. Листов.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Ленин и Кино" в других словарях:

  • Ленин в Октябре — Жанр исторический биог …   Википедия

  • Ленин в Октябре (фильм) — Ленин в Октябре Жанр исторический, биографический фильм Режиссёр Михаил Ромм …   Википедия

  • ЛЕНИН —         (УЛЬЯНОВ) Владимир Ильич (1870 1924) русский марксист, основатель большевизма радикально экстремистского течения в рос. социал демократии и идеолог Советской власти как нового типа общественно полит, строя и цивилизации, основанных на… …   Энциклопедия культурологии

  • Ленин в 1918 году — Жанр исторический …   Википедия

  • кино — Первый киносеанс в Москве состоялся 26 мая 1896 в саду . Затем кинопрограммы показывались во временных помещениях на . Одним из крупнейших кинотеатров в России стал «Художественный» (построен в 1909 русским кинопредпринимателем ; архитектор… …   Москва (энциклопедия)

  • Ленин в 1918 году (фильм) — Ленин в 1918 году Жанр исторический, биографический фильм Режиссёр Михаил Ромм Автор сценария Таисия Златогорова, Алексей Каплер В главных ролях Борис Щукин, Николай Охлопков …   Википедия

  • Ленин в Париже (фильм) — Ленин в Париже Режиссёр Сергей Юткевич В гл …   Википедия

  • ЛЕНИН Михаил Францевич — (наст. фам. Игнатюк) (21 февраля (4 марта) 1880 9 января 1951), российский театральный актер, народный артист РСФСР (1937).В 1902 году по окончании Московского театрального училища (класс А. П. Ленского) Михаил Ленин был принят в труппу Малого… …   Энциклопедия кино

  • Ленин в огненном кольце — Жанр историко революционный Режиссёр Николай Литус В главных ролях Дмитрий Витченко, Владимир Талашко Оператор …   Википедия

  • 'КИНО-ПРАВДА' — • КИНО ПРА ВДА     КИНО ПРАВДА , док. киножурнал, выпускавшийся группой киноков во главе с Д. Вертовым в 1922 25. Особенностью К. П. было то, что разные по содержанию сюжеты объединялись внутр. темой. Нек рые выпуски К. П. целиком посв.… …   Кино: Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»