- Buńuel. Luis
- • БУНЬЮЭ`ЛЬ, Бюнюэль (Bunuel) Луис(22.2.1900 - 29.7.1983)исп. режиссёр. В 1907 - 15 учился в иезуитском колледже в Сарагосе, с 1917 - в Студенч. резиденции в Мадриде. В 1924 - 27 в Париже участвовал в движении "Авангард", работал ассистентом реж. Ж. Эпштейна. В первых ф. "Андалузский пёс" (1928) и "Золотой век" (1930) заметна близость Б. к сюрреализму и традиции трагифар-сового исп. гротеска; в намеренно шокирующих картинах сказывались вызывающая антибуржуазность и антиклерикализм. В док. ф. "Лас Урдес. Земля без хлеба" (1932) показал невыносимые условия крестьянского быта (ф. был запрещён и вышел на экраны в 1937). В 1936 Б. работал атташе по культуре республиканской Испании во Франции, содействовал постановкам антифаш. док. лент. В 1939 эмигрировал в США, был монтажёром в Голливуде, сотрудником киноотдела Музея совр. иск-ва в Нью-Йорке. В 1946 переселился в Мексику, где вышли его ф. "Большое казино" (1946), "Большой кутила" (1949). Об изуродованном и попранном детстве рассказывает ф. "Забытые" (1950, пр. Мкф в Канне, 1951). Естественность человеческих чувств противостоит фарисейской морали и законам бурж. общества в ф. "Лестница на небо" (1951, пр. Мкф в Канне, 1952), "Робинзон Крузо" (1952), "Бездны страсти" (1953). К борьбе с социальной несправедливостью обращен ф. "Это называется зарёй" (1955, Франция). Трилогию об обречённых идеалистах составляют ф. "Назарин" (по Б. Пересу Гальдосу, 1958, пр. Мкф в Канне и пр. ФИПРЕССИ там же, 1959), "Лихорадка пришла в Эль-Пао" (1959, Франция - Мексика) и "Виридиана" (1961, Испания, гл. пр. Мкф в Канне, ф. был запрещён франкистской цензурой). Показанные в них Дон Кихоты преисполнены самоотверженности, но их добрые намерения часто приводят к противоположным результатам. Б. отвергает как отвлечённое мечтательство и споры во имя беспочвенных идеалов, так и примирение с жестокой реальностью - отсюда постоянная драм. коллизия его фильмов. Лентам "Назарин" и "Виридиана" присуща ёмкая определённость реалистич. образов, строгость эпич. формы, показ несовместимости благородных побуждений и негуманной действительности, боль за поруганную человечность. В ф. "Ангел-истребитель" (1962, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне) Б. прибегает к гротескной фантастике, изображая застойность жизни привилегированных классов и безысходность их будущего. В "Дневнике горничной" (1964, Франция) обрисована удушливая среда собственников. Налётом иронии освещена в "Дневной красавице" (1966, Франция, гл. пр. Мкф в Венеции, 1967) судьба Северины, к-рая не может свести воедино требования сексуальных импульсов и охваченного предрассудками сознания; в "Тристане" (по Пересу Гальдосу, 1970) героиня стремится стать свободной личностью, но оказывается пленницей общества, против к-рого бунтовала (в гл. ролях К. Денёв). В ф. "Млечный путь" (1969), "Скромное обаяние буржуазии" (1972, пр. "Оскар" и пр. Мельеса, 1973), "Призрак свободы" (1974), "Этот смутный объект желания" (1977, пр. "Оскар") - все Франция, апокалиптич. пророчества звучат в фарсово-озорной атмосфере, обнажающей обречённость бурж. строя. На Мкф в Венеции (1969) Б. присуждено звание "мастера кино". За творчество в совокупности получил также пр. Мкф в Сан-Себастьяне (1977) и пр. Мкф в Москве (1979). Юбилейная пр. Мкф в Венеции (1982).Др. ф.: "Сусанна" (1950), "Дочь обмана" и "Женщина без любви" (1951), "Зверь" (1952), "Он" и "Иллюзия разъезжает в трамвае" (1953), "Попытка преступления" (1955) - все Мексика, "Смерть в этом саду" (1956, Франция - Мексика), "Девушка" (I960), "Симеон-столпник" (1965, спец. пр. Мкф в Венеции и пр. ФИПРЕССИ) - оба Мексика.♦ Mon dernier soupir, P., 1982; в рус. пер.- Скромное обаяние буржуазии, М., 1975.◘ Луис Бунюэль. Сб., М., 1979; Божович В. И., Луис Бунюэль, в его кн.: Совр. зап. кинорежиссеры, М., 1972, с. 63 - 86; Юткевич С, Модели политич. кино, М., 1978, с. 83 - 101; Силюнас В., Смех и отчаяние Луиса Бунюэля, "ИК", 1982, М., 5; Durgnat R., Luis Bunuel, L., 1967; Kyrou A., Luis Bunuel, P., 1970; Aranda J. F., Luis Bunuel, biografia critica, Barcelona, 1970; Вuасhe F., The cinema of Luis Bunuel, L.- N. Y., 1973; его же, Luis Bunuel, Lausanne, 1980. В. Ю. Силюнас.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.