- ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич
Лунача́рский Анатолий Васильевич (23.11.187526.12.1933), советский государственный деятель, писатель, искусствовед. Академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. В историю советского кино вошёл как выдающийся теоретик, критик, сценарист и организатор кинопроизводства. Свои основные положения по теории и практике кино Луначарский выдвинул, работая в области народного просвещения под руководством В. И. Ленина. В книгах, статьях и письмах Луначарского фиксированы важнейшие ленинские высказывания о кино (см. Ленин и кино).
По мысли Луначарского, кинематограф революционной России становился одним из главных орудий пропаганды, агитации и воспитания масс, полноправным элементом «нового бытостроительства». В книге «Кино на Западе и у нас» (1928) и во многих теоретических и критических статьях Луначарский первым в марксистско-ленинской эстетике пытался конкретно выявить место кинематографа в системе искусств, связать начальные достижения кино с опытом русской и мировой художественной культуры. В наследии Луначарского по вопросам кино важное место занимают такие проблемы, как соотношение национального и интернационального на экране, особенности киножанров (например, мелодрамы), психология восприятия фильма, его изобразительное решение, специфика игры актёра и многое другое.
При непосредственном участии Луначарского как наркома просвещения РСФСР (191729) были приняты и проведены в жизнь основные декреты и правительственные постановления по кино, в том числе и подписанный Лениным декрет Совнаркома РСФСР «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения» от 27 августа 1919. Луначарский много сделал для привлечения к работе в кино крупных мастеров, сложившихся ещё до революции, для развития кинообразования. С его именем связаны первые шаги к установлению международных связей советского кино, к налаживанию киноэкспорта. Деятельность Луначарского способствовала становлению киноискусства советских республик Кавказа и Средней Азии.
Луначарский принимал участие в создании фильмов в качестве сценариста и редактора. По его сценарию, написанному в соавторстве с режиссёром А. П. Пантелеевым, был поставлен один из первых агитфильмов «Уплотнение» (1918). На основе своей пьесы «Канцлер и слесарь» Луначарский в соавторстве с В. И. Пудовкиным написал сценарий фильма «Слесарь и канцлер» (1924, режиссёр В. Р. Гардин). По сценарию, написанному Луначарским и Г. Э. Гребнером, был поставлен фильм «Саламандра» (1928, режиссёр Г. Л. Рошаль, советско-немецкий). В первом советском звуковом фильме «Звуковая сборная программа» № 1 (1930) Луначарский выступил с речью «О значении звукового кино». Среди других работ Луначарского сценарии «Железная пята» (по Дж. Лондону) и «Смельчак» оба 1919, «Медвежья свадьба» (по новелле П. Мериме «Локис», 1926, с Гребнером), «Яд» (1927, с Е. А. Ивановым-Барковым). Был редактором экранизации фильма «Господа Скотинины» (по «Недорослю» Д. И. Фонвизина, 1927).
Сочинения:
Беседа с В. И. Лениным о кино, в сборнике: Самое важное из всех искусств. Ленин о кино, 2 изд., М., 1973;
В. И. Ленин и А. В. Луначарский. Переписка, доклады, документы, в книге: Литературное наследство, т. 80, М., 1971;
Луначарский о кино, Статьи. Высказывания. Сценарии. Документы, М., 1965;
Письма А. В. Луначарского, в сборнике: Кино и время, в. 1, М., 1960;
Отзыв о работах кинематографического общества «Русь», «Исторический архив», 1961, № 3.Литература:
Гинзбург С. С., Луначарский о кино. [Предисловие], в сборнике: Луначарский о кино. Статьи. Высказывания. Сценарии. Документы, М., 1965;
Шуб Э., Крупным планом, М., 1959, гл. 1.В. С. Листов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.