- Марокканская кинематография
марокка́нская кинематогра́фия. Первые съёмки документального фильма в Марокко были сделаны французскими операторами в 1897. Тогда же состоялся первый киносеанс. За 1919—54 французскими режиссёрами в Марокко было создано около 50 полнометражный художественных фильмов, в основном по мотивам восточных легенд. В 1944 организован Марокканский киноцентр и сооружена киностудия «Сусси».
После завоевания независимости (1956) киноцентр был подчинён Министерству информации. С 1958 начался регулярный выпуск марокканской кинохроники. Создавались и короткометражные ленты (до 30 в год), в том числе «Наша подруга школа» (1957, режиссёр Л. Беншекрун), «Тело и сталь» (1959, режиссёр М. Афифи), «Касабланка» (1964, режиссёр Беншекрун), «Марокко — земля цивилизации и прогресса» (режиссёр А. Рамдани) и «Тарфайа, или Рынок поэта» (режиссёр М. Тази) — оба 1967. Большинство марокканских кинематографистов получило образование в киношколах Западной Европы и США.
В 1968—70 в предместье Касабланки была создана студия «Айн-Шок». Производство игровых полнометражных картин, начатое в 1968, развивалось неравномерно — от 1 до 4—5 фильмов в год. Большей частью это были приключенческие ленты совместного производства с Францией, Италией, Испанией, Египтом, Румынией и другими странами. Подражаниями египетским мелодрамам и голливудским фильмам 40-х гг. были и первые ленты «Победить, чтобы жить» (1968, режиссёры Тази и Меснауи) и «Когда созревают финики» (1969, режиссёры Рамдани, Л. Беннани). Стремление к реалистическому воплощению истории страны, критика феодальных традиций мусульманского общества отличали ленты «Весеннее солнце» (1970, режиссёр Л. Лахлу), «Следы» (1970, режиссёр X. Беннани), «Аш-Шерги, или Яростное молчание» (1975, режиссёр М. Смихи), «Аль Канфуди» (1978, режиссёр Лахлу). Для них уже характерны и поиски современных средств выразительности. Социально-критическая тенденция представлена творчеством А. Маануни («Дни... дни», 1979), С. Бен Барки («Тысяча и одна рука», 1972, с Италией, «Нефтяной войны не будет», 1975). В 1982 Бен Барка снял фильм «Амок» (с Гвинеей и Сенегалом, главная премия международного кинофестиваля в Москве, 1983) — яростный протест против апартеида в ЮАР.
Кинопрокат в стране контролируют 30 компаний, главным образом национальных, особенно после принятых в 1968 мер по ограничению деятельности иностранных прокатных фирм. Но существуют и филиалы крупнейших международных киномонополий («XX век — Фокс», «Юнайтед артистс» и др.). Импортируется около 450 фильмов в год: французские, американские, индийские и др. В начале 80-х гг. имелось около 200 кинотеатров. С целью расширения выпуска документальных и научно-популярных лент создана Ассоциация документального кино.
также: Указатель фильмов по странам. Марокко
К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.