- МЕДВЕДКИН Александр Иванович
Медве́дкин Александр Иванович (р. 8.3.1900), советский режиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1979). Член КПСС с 1920. Участник Гражданской войны. С 1927 работал на студии «Госвоенкино». В 1932 возглавлял работу кинопоезда, который выезжал на крупнейшие стройки первой пятилетки (за год было выпушено 72 фильма). Ленты Медведкина связаны с традицией русской сатирической сказки: «Полешко» о борьбе с бесхозяйственностью и «Держи вора» о головотяпстве (оба 1930), «Фрукты-овощи», разоблачавший бюрократизм, и «Дурень, ты дурень!», осуждавший волокитчиков (оба 1931), и др. В той же фольклорной традиции Медведкин снял философскую сказку «Счастье» (1935), ставшую значительным явлением советского кино. Этот фильм был высоко оценён С. М. Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным, А. П. Довженко. В 70-е гг. был показан по телевидению в странах Европы и Америки. В 1937 Медведкин снял звуковую комедию «Чудесница». В Великую Отечественную войну руководил фронтовыми киногруппами. В 195456 возглавил группу операторов, снимавших освоение целины, и в 1954 с И. М. Посельским сделал документальный фильм «Первая весна». В 1956 поставил комедию «Беспокойная весна» о покорителях целины. С конца 50-х гг. работает в жанре политического фильма, разрабатывает форму документального фильма-памфлета, направленного против реваншизма, расизма, колониализма, гонки вооружений, агрессии: «Внимание, ракеты на Рейне!» (1959), «Разум против безумия» (1960), «Закон подлости» (1962), «Тень ефрейтора» (1967, премия международного кинофестиваля в Лейпциге), «Склероз совести» (1968) и др. Фильм «Тревожная хроника» (1972) посвящён проблеме охраны окружающей среды. Значительное место в творчестве Медведкина заняли фильмы о современной истории Китая: «Наш друг Сун Ятсен» (1966), «Письмо китайскому другу» (1969), «Правда и неправда» (1975) и др., отличающиеся острой публицистичностью. В 1980 поставил фильм «Безумие» (специальная премия Всесоюзного кинофестиваля) о гонке вооружений и опасности ядерной войны. Творчество Медведкина, опыт работы кинопоезда оказали заметное влияние на документальное кино за рубежом. В начале 70-х гг. во Франции, Чили, Алжире были созданы группы «Медведкино», объединившие прогрессивных кинематографистов, членов рабочих киноклубов. Французский режиссёр К. Маркер посвятил Медведкину документальный фильм «Поезд в пути» (1972). Государственная премия СССР (1974).
Другие фильмы:
«Про белого бычка» (1931), «Про любовь», «Дыра» и «Западня» (1932), «Тит» (1933), «Новая Москва» (1939), «Освобождённая земля» (1946); документальные «Слава труду» (1948, с Р. Г. Григорьевым и М. Е. Славинской), «Думы о счастье» (1957), «Утро Республики Гана» (1963), «Ещё один памятник» (1964), «Дружба со взломом» (1966).Сочинения:
Позиций не сдадим, «Пролет, кино», 1939, № 9;
В боях за сатиру, в сборнике: Жизнь в кино, М., 1971;
Чувствовать себя бойцами, «ИК», 1972, № 6;
Кинофельетоны, в сборнике: Из истории кино, М., 1974.Литература:
Луначарский А., Кинематографическая комедия и сатира, в сборнике: Луначарский о кино, М., 1965;
Эйзенштейн С., Стяжатели. Избранные сочинения, т. 5, М., 1968, с. 231;
Демин В., А. Медведкин, в книге: 20 режиссерских биографий, М., 1971;
Юренев Р., Л. Медведкин сатирик, М., 1981;
Kino, A history of the Russian and Soyiet film, by J. Leyda, N.Y., 1973;
Schnitzer L., Histoire du cinéma soviétique, P., 1979.H. П. Карцева.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.