- Международные связи
междунаро́дные свя́зи советского кино. Советский кинематограф завоевал международное признание уже во второй половине 20-х гг. Его успехи были столь очевидны, что их признавали не только деятели прогрессивной культуры: писатели А. Барбюс и Л. Фейхтвангер, критики Л. Муссинак, У. Барбаро, А. Курихара и многие другие, но и люди, враждебно относившиеся к Стране Советов. Несмотря на цензурные преграды, советские картины с успехом демонстрировались в Париже, Берлине и других европейских городах. Такие организации, как «Прометеус» в Германии, «Друзья Спартака» во Франции, «Прокино» в Японии и др., проводили специальные показы советских картин (в том числе не пропущенных цензурой этих стран), способствовали распространению правдивой информации о первой в мире социалистической кинематографии.
В 30-х начале 40-х гг. теоретические работы С. М. Эйзенштейна и В. И. Пудовкина были изданы в США, Италии и других странах. В 30-е гг. продвижение советских картин за рубеж натолкнулось на особые трудности, что было связано главным образом с общим обострением международной обстановки, с приходом к власти фашизма в Германии. Свою роль сыграл и естественный для звукового фильма языковой барьер. В годы Второй мировой войны укрепились кинематографические связи со странами антигитлеровской коалиции. Советские картины вновь стали демонстрироваться в Великобритании и США.
В послевоенный период получило развитие всестороннее кинематографическое сотрудничество социалистических стран. С конца 50-х гг. стали постепенно налаживаться связи с некоторыми буржуазными кинематографиями. Формирование национальных кинематографий в развивающихся государствах Азии и Африки в 60-е гг. привело к расширению оказываемой им помощи в области обмена фильмами, техники, подготовки специалистов.
Советская кинематография осуществляет международное сотрудничество более чем со 100 странами мира. Оно включает обмен фильмами, совместное кинопроизводство и оказание производственно-творческих услуг, взаимное проведение двусторонних и многосторонних киномероприятий фестивалей, недель, премьер фильмов, творческих и научных симпозиумов и конференций. Развиваются контакты в области кинотехники. Ведутся совместные работы по истории и теории кино, сотрудничают киножурналы, творческие союзы, киноинституты и др. Советская кинематография принимает участие в работе международных киноорганизаций (МАНК, ФИАФ, УНИАТЕК и др.).
Советские картины (как на коммерческой, так и некоммерческой основе) демонстрируются в кинотеатрах и по телевидению практически во всех регионах мира. Они составляют значительную часть кинорепертуара социалистических стран Европы и Азии. Постепенно расширяется их прокат в капиталистических и особенно в развивающихся государствах. Ленты историко-революционной и военно-патриотической тематики пользуются большим успехом в странах, освободившихся от колониальной зависимости. За рубежом на основе взаимности проводятся фестивали, недели и премьеры советских фильмов. Многие картины отмечены премиями международных кинофестивалей. Вместе с тем буржуазные прокатчики, руководители некоторых фестивалей и средства массовой информации продолжают оказывать противодействие советским лентам; история и современное развитие советского кино получают нередко на Западе одностороннее и тенденциозное освещение.
В СССР ежегодно (7080-е гг.) выпускается на экраны 6070 фильмов социалистических стран и 5060 фильмов капиталистических и развивающихся государств. Регулярно проводятся киномероприятия стран социалистического содружества. Были организованы также недели фильмов Алжира, Аргентины, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Греции, Индии, Ирана, Испании, Италии, Канады, Мексики, Нигера, Нидерландов, Норвегии, Сирии, Турции, Финляндии, Франции, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Японии и других стран. Большое значение для укрепления кинематографических связей имеет проведение международных кинофестивалей в Москве и Ташкенте.
С 70-х гг. стабильный характер приобрело совместное производство фильмов для кинотеатров и телевидения. Были созданы совместные фильмы со всеми европейскими социалистическими странами, а также с МНР и Кубой. советские кинематографисты сотрудничали с фирмами Афганистана, Индии, Италии, США, Турции, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии и других стран. В результате международного сотрудничества были сняты такие крупные произведения, как «Ленин в Польше» (с ПНР) и «Доверие» (с Финляндией), «Освобождение» и «Солдаты свободы» (при участии НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, ЧССР), «Тегеран-43» (с Францией и Швейцарией), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (с ГДР), «Красные колокола» (с Италией и Мексикой), «Через Гоби и Хинган» (с МНР), и др.
Международные связи советской кинематографии играют важную роль в развитии прогрессивного киноискусства многих стран, они вносят свой вклад в укрепление взаимопонимания, мира и дружбы между народами.
К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.