Мексиканская кинематография

Мексиканская кинематография
• МЕКСИКА`НСКАЯ КИНЕМАТОГРА`ФИЯ
   Зарождение кино в Мексике связано с деятельностью инженера С. Тоскано Баррагана, к-рый открыл в 1896 к/т, снял док. ф.-репортажи о мекс. революции 1910 - 17 и др. событиях (в 1950 из этих материалов была смонтирована лента "Воспоминания одного мексиканца"). Первый игровой ф.- запись на плёнку спектакля "Дон Хуан Тенорио" X. Соррильи-и-Мораля (1898, реж. Тоскано Барраган). В 1900-е гг. выпускались док. фильмы. Первый п/м худож. ф.- "Клич скорби" (1910), пост. актёром Ф. де Хесус Аро. Он же в 1916 выпустил ф. "Роковая гордость", положив начало развитию в М. к. жанра мелодрамы. В 1917 - 1920 на экран выходило ок. 10 ф. в год. Среди них: "Свет" (по Г. Д'Аннунцио, 1917) и "Куаутемок" (1918) - оба реж. М. де ла Бандера, "Святая" (1918, реж. Л. Передо). Популярностью пользовался приключенч. ф. "Серый автомобиль" (1919, реж. Э. Росас). В 20-е гг. нац. произ-во резко сократилось из-за засилья компаний США. В это время выделялось лишь творчество М. Контрераса Торреса, к-рый обратился к теме мекс. революции в ф. "Командир"(1921), "О расе ацтеков" (1922), "Человек без родины" (1922). В 1930 вышел звук. ф. "Сильнее долга" (реж. Р. X. Севилья). Появление звук, кино усилило интерес зрителей к нац. ф., и к кон. 30-х гг. М. к. достигла довольно высокого уровня произ-ва (57 ф. в 1938). Для поколения мекс. режиссёров 30 - 40-х гг. большое значение имела деятельность сов. кинематографистов С. М. Эйзенштейна и Э. К. Тиссэ, снимавших в 1931 - 1932 в Мексике ф. "Даздравствует Мексика!". Воздействие их худож. стиля проявилось в ф. "Сети" (1934, реж. Ф. Цлнпеман, Э.Гомес Мурьель, П. Стренд и др.) о борьбе рыбаков против эксплуатации, "Ханицио" (1934, реж. К. Наварро) о коренных жителях Мексики - индейцах. Влияние Эйзенштейна ощутимо в работах Ф. де Фуэнтеса ("Кум Мендоса", 1933, и "Пойдём за Панчо Вильей", 1935), к-рые отличались эпич. охватом событий революции 1910 - 17, созданием максимально приближенных к действительности образов нар. вождей. Осн. жанрами в М. к. становятся сентиментальная мелодрама и муз. комедия -"ранчера". Близки таким ф. ленты "По велению крови" (1933, реж. X. Боре) и "Там, на большом ранчо" (1936, реж. де Фуэнтес, с участием актёра-певца Т. Гисара). В 1934 - 1940 проводились реформы в системе кинопроиз-ва и проката. Поощрялся выпуск нац. ф., возникли студии "Класа-фильмс" (1935) и "Ацтека" (1939). В 1941 открылся Нац. кинобанк для предоставления кредитов мекс. режиссёрам. В стране начали показывать сов. фильмы. В 40-е гг. в М. к. появились крупные мастера - реж. Э. Фернандес и оп. Г. Фигероа. Их ф. "Мария Канделария" (1944), "Жемчужина" (1946), "Рио Эскондидо" (1948) и др. получили междунар. признание. В этих ф. затрагивались социальные проблемы, они были отмечены оригинальностью стиля, живописного и поэтичного, окрашенного фольклорными мотивами. Выпуск ф. к 1950 достиг 122 в год. Появилась плеяда популярных актёров: М. Феликс, П. Армендарис, Д. дель Рио, X. Негрете, комик Кантинфлас (с успехом снимался и в 70-е гг., в 1978 ему присвоен титул короля нац. кино).
   В 40 - 50-е гг. работали реж. X. Брачо ("Другой рассвет", 1943), Р. Гавальдон ("Хутор", 1944, "Майский цветок", 1959), А. Галиндо ("Чемпион без лаврового венка", 1946, "Мокрые спины", 1955), И. Родригес ("Мы, бедняки", 1947, и трилогия о П. Вилье, 1957 - 58), К. Вело ("Тореадор", 1956). Их ф. свидетельствовали об интересе авторов ко мн. аспектам мекс. действительности, стремлении раскрыть корни социальной несправедливости. Однако осн. продукцией оставались муз. развлекат. ленты и экранизации. В 50-е гг. в М.к. произошли значит, спад произ-ва ф. и снижение их худож. уровня. К нач. 60-х гг. Мексика утратила свою ведущую роль на кинорынке Лат. Америки. В 1963 было выпущено только 30 фильмов. Развитие прогрес. кино встречало препятствия со стороны гос. цензуры. Засилье коммерч. ф. подавляло творч. инициативу молодых режиссёров, к-рым практически закрывался доступ в Профсоюз мекс. кинематографистов (осн. 1945) и они лишались возможности работать. В этот период наблюдался упадок творчества Фернандеса, Брачо, авальдона. Худож. достижениями этих лет стали лишь ф. исп. режиссёра-эмигранта Л. Буньюэля, поставившего в Мексике более 10 картин, в т. ч. такие известные ф., как"Забытые" (1950), "Он" (1953), "Назарин" (по Б. Пересу Гальдосу, 1958), "Ангел-истребитель" (1962), "Симеон-столпник" (1965). Интерес представляет также творчество испанца по происхождению Л. Алькорисы, создавшего правдивые картины о жизни индейцев Мексики: "Тлаюкан" (1961), "Ловцы акул" (1962), "Тараумара" (1964). Пытаясь выйти из кризисного положения, одна из секций Профсоюза кинематографистов орг. в 1965 конкурс эксперим. кино, предоставив возможность ставить ф. лучшим режиссёрам. В конкурсе участвовали X. Гуррола, А. Исаак, X. Ибаньес, Р. Гамес и др. Пр. были удостоены ф. "Секретная формула" (реж. Гамес), в к-ром осуждались пороки совр. действительности бурж. Мексики, и "В этом посёлке нет воров" (по Г. Гарсии Маркесу, реж. Исаак), показывавший провинц. нравы. В 1967 был проведён 2-й конкурс, оказавшийся менее интересным. Положительным результатом этих мероприятий стал приток новых кадров в кино (за 7 лет дебютировало 40 режиссёров). В 1963 был основан уч. Киноцентр (КУЭК) при Нац. автономном ун-те Мехико, ставший средоточием независимой М. к. КУЭК выпускает в год 10 - 12 к/м ф. (уч. работы студентов), раз в 3 года - один п/м ф. В ф. отражена борьба рабочих за свои права, рассказывается о положении крестьян, о забастовочном движении. Учащиеся КУЭКа первыми показали с экрана революц. выступления мекс. студенчества в 1968 и полицейскую расправу над ними ("Крик", реж. Л. Лопес). В числе преподавателей КУЭКа реж. М. Фернандес Виоланте (ф. "Всё равно ты зовёшься Хуаном", 1976, о крестьянской войне "Кристерос" 1926 - 29; "Кананеа", 1977, об одной из первых крупных стачек мекс. пролетариата нач. 20 в.) и Ф. Вайнгартсхофер (ф. ) "Прогуливаясь... прогуливаясь", 1975, о жалком существовании индейской деревни). Появились оригинальные работы реж. А. Ходоровского (чилийца по происхождению) "Фондо и Лис" (1968) и "Крот" (1969). В эти же годы возникло движение "независимое кино" Мексики (продолжалось 2 года), в к-ром приняли участие реж. Ф. Касальс, П. Ледюк, А. Рипстейн. В 1971 реж. Ледюк выпустил ф. "Рид. Восставшая Мексика", в к-ром правдиво изображались события революции 1910 - 17. Др. фильм Ледюка "Меекиталь" (1976) был поев, эксплуатации индейцев. Реж. Касальс пост. ф. "Эмилиано Сапата" (1970), "В саду тёти Исабель" (1971), "Те годы" (1972) на темы мекс. истории; ф. "Карцер" (1974), "Каноа"(1975, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1976), "Покианчис" (1977), резкие и жестокие по своему характеру, разоблачали социальное насилие в буржуазном обществе. Реж. Рипстейн пост. ф. "Замкнутый круг" (1978) и "Нелегальная" (1979). Стремясь противопоставить своё иск-во коммерч. кинематографу, повысить идейный и худож. уровень ф., молодые режиссёры создали Объединение режиссёров Мексики. Его участники А. Исаак, X. Эстрада, С. Ольхович, Г. Мартинес, X. Эрмосильо, X. Фоне, Р. Арайса, Г. Ретес и др. сгруппировались вокруг независимой компании "Даса фильме". К ним примкнул чил. эмигрант реж. М. Литтин, пост. ф. "События на руднике Марусия" (1975). Ф. прогрес. режиссёров 70-х гг. отличают творч. поиск новых выразит, средств и глубокий интерес к социальным проблемам: "Каменщики" (по В. Линеро, реж. Фоне), "В дождь" и "Дом на юге" (реж. Ольхович), "Никчёмные люди" (реж. Эстрада), "Хуан Перес Холоте" (реж. А. Бурнс), "Транзитные пассажиры" (реж. X. Касильяс), "Меридиан-100-й" (реж. А. Хоскович) и др. Одной из форм сотрудничества с СССР стала совм. пост. ф. "Красные колокола" ("Мексика в огне", 1982).
   Среди ведущих актёров: Д. Рейносо, И. Лопес Тарсо, А. Арау, К. Обрегон, Э. Бонилья, А. Эрнан, Э. Рохо, И. Вега, Э. Гомес Крус, К. Хурадо.
   В стране работают гос. кинокомпании "Конасине" и "Конасине II", к-рые имеют гос. студии "Чурубуско ацтека" и "Эстудиос Америка". Существуют и частные компании: "Сима фильме", "Фильмадора Чапультепек", "Сакариас", "Рауль де Анда" и др. В 1975 - 76 выпускалось не более 40 худож. ф. в год, в 1977 - 60 ф., в 1979 - 76 ф. В Мексике имеется Киноакадемия (осн. 1946), присуждающая ежегодно пр. за лучшие работы (6 золотых и серебряных пр. "Ариэль"). В 1983 осн. 3 автономных ин-та: кинематографии, радио и ТВ. Вопросы кино освещаются в газ. "Cine rnundial", "Cinelandia". Нац. синематека (осн. 1974) до пожара 1982 издавала журнал. (Илл.табл. LXXV.)
   ◘ Ауla Blanco J., La aveptura del cine mexicano, Мех., 1968; Garcia Riera E., Historia documental del cine mexicano. Мех., 1969; Almoina H.. Notas para la historia del cine en Mexico (1896 - 1925), t. 1 - 2. Mexico. 1980.
   Т. Н. Ветрова.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Мексиканская кинематография" в других словарях:

  • Наука и культура. Кино — Кадр из кинофильма «Северный ветер». Режиссёр М. Соффичи. Аргентина. 1937. Наука и культура. Кино Первые в Латинской Америке фильмы появились в Аргентине (1897), затем Бразилии и Мексике (1898). В ряде других стран производство фильмов возникло в …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Кинематограф Мексики — Кинематограф Мексики  отрасль культуры и экономики Мексики, занимающаяся производством и демонстрацией фильмов зрителям. История У истоков мексиканского кино стоял Сальвадор Тоскано Баррагана. Бывший горный инженер, он увлёкся только что… …   Википедия

  • Вероника Кастро — Имя при рождении: Verónica Judith Sainz Castro Alva Дата рождения: 19 октября 1952 (56 лет) Место ро …   Википедия

  • Кастро В. — Вероника Кастро Имя при рождении: Verónica Judith Sainz Castro Alva Дата рождения: 19 октября 1952 (56 лет) Место ро …   Википедия

  • Кастро Вероника — Вероника Кастро Имя при рождении: Verónica Judith Sainz Castro Alva Дата рождения: 19 октября 1952 (56 лет) Место ро …   Википедия

  • Первая Балканская война — Балканские войны Вверху: Картина Василиоса Хадзиса …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»