- Мелодрама
мелодра́ма, традиционный драматургический жанр, ставший особенно популярным в кинематографе. Характерные признаки мелодрамы: острая интрига, контрастное противопоставление добродетели и злодейства, чёткость, незыблемость амплуа персонажей идеальный герой, страдающая героиня, коварный злодей, значительная роль случайных или роковых обстоятельств, определяющих развитие сюжета, апелляция к чувствам зрителя, доходчивость и нравоучительная направленность. В развитии мелодрамы постоянно проявлялись две тенденции: одна выражала стремление к демократизации искусства, освобождению от сценических штампов, обнаруживала тяготение к раскрытию реальных человеческих переживаний; другая эксплуатировала уже апробированные приёмы, использовала расхожие схемы, обращалась к вкусам невзыскательных зрителей.
Мелодрама появилась в списке кинематографических жанров в 1900-х гг. Первые опыты постановки мелодрамы были сделаны во французском кино («Любовный роман», 1904) и отличались запутанной интригой, преобладанием кровавых сцен. Особую роль сыграла мелодрама в становлении датского кино, основную часть продукции которого составляли ленты из жизни миллионеров, рассказы о роковых страстях, сентиментальные любовные истории. В рамках этих искусственных схем А. Нильсен создала тем не менее галерею замечательных женских портретов («Бездна», 1910, «Девушка без родины», 1912, и др.). В итальянском кино была сделана попытка соединить современную декадентскую литературу с традицией популярных народных зрелищ. Успех фильмов с Ф. Бертини «Перед лицом судьбы» (1913), «Затерянные во мраке» (1914), «Дама с камелиями» (1916) был определён талантом актрисы и традициями классической мелодрамы, из которой заимствовались сюжетные перипетии. Снятые в жанре мелодрамы шведские фильмы режиссёров В. Шёстрёма («Горный Эйвинд и его жена», 1917) и М. Стиллера («Деньги господина Арне», 1919) отличались поиском средств кинематографической выразительности, воссоздания среды и атмосферы действия. «Звездой» русской мелодрамы стала В. В. Холодная, создавшая лирические образы печальных, обманутых героинь в фильмах «Жизнь за жизнь» (1916), «Позабудь про камин, в нём погасли огни» (1917), «Молчи, грусть, молчи» (1918) и др. В ряде случаев мелодраматические схемы оказывались способными насыщаться реальным психологическим и социальным содержанием. Таковы классические мелодрамы американского режиссёра Д. У. Гриффита «Сломанные побеги» (1919), «Путь на Восток» (1920), а также «Парижанка» (1923) Ч. Чаплина, в творчестве которого мелодраматические мотивы и в дальнейшем играли важную роль. Конструкции мелодрамы использовались в лучших немецких немых фильмах 20-х гг.: «Безрадостный переулок» (1925, с участием Г. Гарбо) и «Дневник падшей» (1929) оба режиссёра Г. В. Пабста, «Голубой ангел» (1930, с М. Дитрих и Э. Яннингсом) режиссёра Дж. Штернберга.
На рубеже 30-х гг. наметился кризис мелодрамы. С обострением социальных противоречий салонные мелодрамы потеряли зрителя. Начался процесс демократизации жанра, некоторая деромантизация героини, углублялась разработка мотивов поведения («Белокурая Венера», 1932, США, режиссёр Штернберг, в главной роли Дитрих).
В конце 30-х и в 40-е гг. появились так называемые блистательные мелодрамы: «Дама с камелиями» (1936, режиссёр Дж. Кьюкор. с участием Гарбо), «Сады Аллаха» (1936, режиссёр Р. Болеславский, с участием Дитрих), «Мрачная победа» (1939, режиссёр Э. Гоулдинг, с участием Б. Дейвис) все США. Английская актриса В. Ли раскрыла богатые возможности, представленные мелодрамой в фильме «Мост Ватерлоо» (1940, режиссёр М. Ле Рой), «Леди Гамильтон» (1941, режиссёр А. Корда, Великобритания).
В Индии, Японии, арабских странах мелодраматические структуры получили распространение с первых десятилетий истории кино. В 5060-е гг. жанр мелодрамы стал одним из основных в кинематографиях стран Востока. В этом жанре индийские кинематографисты снимали фильмы, насыщенные прогрессивной социальной проблематикой, отмеченные сочувственным вниманием к жизни городской и деревенской бедноты: «Бродяга» (1951) и «Сангам» (1964) оба режиссёра Р. Капура, «11 тысяч девушек» (1962, режиссёр X. А. Аббас). Аналогичные процессы происходили в египетском кино. В фильме «Небо ада» (1954, режиссёр Ю. Шахин, в советском прокате «Борьба в долине») рассказ о тяжёлой жизни феллахов развёрнут в рамках мелодрамы. В японском кино популярностью пользовались «дзёсэй-эйга» (фильмы о женщинах) мелодраматические сентиментальные истории о самопожертвовании матерей, о верности жён. Яркостью и чистотой чувств героев отмечены такие фильмы, как «Твоё имя» (1953, режиссёр X. Ооба, с участием К. Киси), «Трагедия Японии» (1953, режиссёр К. Киносита, с участием И. Мотидзуки).
Существенна роль мелодрамы в кино Аргентины («Бог вам за это заплатит», 1948, режиссёр Л. С. Амадори; «Моя бедная, любимая мать», 1948, режиссёры О. Манси, Р. Папьер, с участием У. Дель Карриля; «Возраст любви», 1954, режиссёр X. Сарасени, с участием Л. Торрес), Мексики, Испании.
В итальянском кино ведущие мастера неореализма В. Де Сика, Дж. Де Сантис, Л. Висконти, П. Джерми использовали в своих фильмах мелодраматические мотивы. Особый интерес к мелодраме проявился в момент кризиса неореализма. Ей отдали дань такие мастера, как Л. Коменчини («Невеста Бубе», 1963), В. Дзурлини («Солдатские девки», в советском прокате «Они шли за солдатами», 1965) и др. В этих фильмах антифашистская, антивоенная проблематика выражена в формах мелодрамы, для чего использовались традиционные черты жанра: экспрессивность, эмоциональность, увлекательность интриги, драматические контрасты.
В мировом кино 60-х гг. мелодрама противопоставила себя идеям некоммуникабельности, одиночества отдельного человека. Она утверждала силу любви, побеждающей все препятствия. Успехи мелодрамы эпизодичны, но нередко весьма сенсационны. Фильмы «Мужчина и женщина» (1966, режиссёр К. Лелуш, Франция), «Эльвира Мадиган» (1967, режиссёр Б. Видерберг, Швеция), «История любви» (1970, режиссёр А. Хиллер, США) при всём различии художественного воплощения вновь подняли престиж жанра. Мелодрама сохранила свою значимость в мировом репертуаре и в 70-е гг.: «Венецианский аноним» (1970, режиссёр Э. М. Салерно, Италия), «Рокки» (1976, режиссёр Дж. Эвилдсен) и «Крамер против Крамера» (1981, режиссёр Р. Бентон) оба США, и др.
В советском кино мелодрама не получила столь широкого распространения. Мелодраматические элементы использовались в таких фильмах, как «Путёвка в жизнь» (1931, режиссёр Н. В. Экк), и в особенности в музыкальных комедиях («Цирк», 1936, режиссёр Г. В. Александров). Большую роль играли мелодраматические мотивы в творчестве И. А. Пырьева («Свинарка и пастух», 1941, «В шесть часов вечера после войны», 1944, «Сказание о земле Сибирской», 1948, «Испытание верности», 1954). Чаще всего черты и признаки мелодрамы становятся частью полижанровых кинематографических моделей: социально-психологической драмы («Летят журавли», 1957, режиссёр М. К. Калатозов), комедий («Служебный роман», 1977, режиссёр Э. А. Рязанов). Наиболее широко разрабатывается мелодраматический мотив «чужих детей»: «Чужие дети» (1958, режиссёр Т. Е. Абуладзе), «Родная кровь» (1964, режиссёр М. И. Ершов), «Мачеха» (1973, режиссёр О. Бондарев), «Предательница» (1977, режиссёр Н. Г. Хубов), «Мужики!» (1982, режиссёр И. Л. Бабич).
Литература:
Шилова И., О мелодраме, в сборнике: Вопросы киноискусства, в. 17, М., 1976;
Зоркая Н., На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 19001910 гг., М., 1976;
Маркулан Я. К., Киномелодрама; Фильм ужасов, Л., 1978.И. М. Шилова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.