- МИХАЛКОВ Никита Сергеевич
Михалко́в Никита Сергеевич (р. 21.10.1945), советский актёр, режиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР (1984). В 196366 учился в театральном училище им. Щукина. В 1971 окончил ВГИК (мастерская М. И. Ромма). В кино с 1961 (фильм «Тучи над Борском»). Первые актёрские работы Михалкова отличались естественностью и искренностью: Коля («Я шагаю по Москве», 1963), Сергей Бородин («Перекличка», 1966). Сыграл роли Чухновского («Красная палатка») и Ежова («Песнь о Маншук») обе 1970, Брылова («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974), Алексея Устюжанина («Сибириада», 1979), а также создал яркие образы в экранизациях классики: князь Нелидов («Дворянское гнездо», 1969), ротмистр Минский («Станционный смотритель», 1972, телефильм), Трилецкий («Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977) и др.
Режиссёрский дебют Михалкова короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны» (1971). Его следующая работа приключенческий фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), отличалась профессионализмом, пластической выразительностью и точной ритмической организацией материала. Эти же черты проявились и в фильме «Раба любви» (1976), снятом в жанре мелодрамы. В 1977 Михалков поставил фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» (по А. П. Чехову, главная премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне и другие премии). Для картины характерны обострённое чувство чеховского стиля, жёсткая, чуть ироничная манера повествования. Детальный показ определённой социальной среды и дворянского быта сочетается в ней с актуальной постановкой проблемы истинных и мнимых жизненных ценностей: ложно понятый долг и служение некоей отвлечённой идее оборачиваются для героев пустотой. Вместе с тем картину пронизывает лирическое ощущение ценности отдельной человеческой судьбы с её поражениями и крахами. В 1979 Михалков экранизировал пьесу А. М. Володина «Пять вечеров». История двух людей, разлучённых войной и вновь встретившихся спустя годы, стала в фильме поводом для размышлений об обстоятельствах, формирующих личность, об одиночестве и путях его преодоления. Острый психологизм в сочетании с элементами стиля «ретро» придал ленте своеобразное звучание. Точно фиксируя бытовые подробности послевоенного времени, Михалков добился поэтического осмысления жизни персонажей в её исторической перспективе. В 1980 Михалков осуществил экранизацию романа И. А. Гончарова «Обломов» (фильм «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»). Интерпретируя классический сюжет, режиссёр переводит противоречие между пассивностью Обломова и деловитостью Штольца в план общих раздумий об истоках личности, степени её свободы и укоренённости в семейном и родовом началах, которые и определяют связь человека с родной почвой. Фильм отличается высокой режиссёрской культурой, поисками живописного изобразительного стиля. В основе фильма «Родня» (1982) лежит столкновение героини, сельской жительницы, с укладом городской жизни, ставится проблема взаимопонимания человеческого родства. В 1983 снял камерный фильм «Без свидетелей» (премия ФИПРЕССИ, на международном кинофестивале в Москве, 1983, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1984). Михалков автор сценариев фильмов «Ненависть» (с Э. Володарским), «Транссибирский экспресс» (с А. А Адабашьяном при участии А. С. Михалкова-Кончаловского, Государственная премия Казахской ССР) оба 1978. Премия Ленинского комсомола (1978).
Другие фильмы:
актёр «Раба любви», «Портрет жены художника», «Полёты во сне и наяву», «Вокзал для двоих».Литература:
Ханютин Ю., Режиссура это профессия, в сборнике: Кинематограф молодых, М., 1979;
Липков А. И., Н. Михалков, М., 1981 (буклет).И. М. Шилова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.