- МОСКВИН Андрей Николаевич
Москви́н Андрей Николаевич (14.2.190128.2.1961), советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Много лет работал с режиссёрами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом. Ранний период деятельности Москвина, развивавшийся под влиянием эстетических норм коллектива ФЭКС, отмечен поиском острой формы изображения, стремлением расширить выразительные возможности кинокамеры. В фильме «Чёртово колесо» (1926) Москвин широко использовал оригинальные ракурсы, съёмку с движения, резкие тональные контрасты. Наиболее ярко это проявилось в изобразительном решении фильма «Шинель» (1926, с Е. Михайловым), отличающемся причудливой деформацией пространства, резким масштабным противопоставлением предметных масс, неустойчивостью динамической атмосферы. В фильме «С. В. Д.» (1927) и особенно в фильме «Новый Вавилон» (1929) композиция кадра приобрела стройность, сухая графичность оптического рисунка сменилась мягкой живописной обобщённостью изображения. Решительным шагом в развитии мастерства Москвина стал фильм «Одна» (1931). Обращение режиссёров к современной тематике потребовало от оператора большей конкретности в трактовке снимаемого материала, чёткой разработки портретных характеристик. Операторский стиль Москвина утвердился в работе над кинотрилогией «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939, с Г. Филатовым). В этих лентах Москвин синтезировал свои лучшие достижения: конструктивную чёткость и экспрессивную выразительность кадра, живопись свето-тональных решений, образное воплощение атмосферы событий.
Новый этап в творчестве Москвина ознаменовали съёмки фильма «Иван Грозный» (режиссёр С. М. Эйзенштейн, первая серия 1945, Государственная премия СССР, 1946, вторая серия 1958). Москвин, снимавший в павильоне (натурные кадры Э. К. Тиссэ), добился особой выразительности изображения. Эпизод «Пир опричников» свидетельствовал о новаторстве Эйзенштейна и Москвина в эстетическом освоении цвета в кино. Целостное контрапунктное развитие цветовых тем (красной, золотистой, голубой и чёрной), обобщённое ощущение цвета (стремление отделить его от обязательного предмета-носителя), строгая определённость смыслового звучания цветовых решений объединили пластическую выразительность кадра с драматизмом сюжета, органически вошли в сложную полифоническую структуру фильма. Драматургическая обоснованность операторских решений присуща и другим работам Москвина: фильмы «Над Неманом рассвет» (1953), «Овод» (1955), «Дон Кихот» (1957, сцены в павильоне, премия Всесоюзного кинофестиваля). Последние работы Москвина фильм «Рассказы о Ленине» (1958, совместно с другими) и фильм «Дама с собачкой» (1960, с Д. Д. Месхиевым). Наряду с операторами Тиссэ и А. Д. Головнёй Москвин один из основоположников советской операторской школы.
Другие фильмы:
«Девятое января» (1925, с А. Далматовым), «Катька Бумажный Ранет» (1926, с Михайловым), «Братишка», «Турбина № 3» (с С. Беляевым) и «Чужой пиджак» (с И. Тихомировым) все 1927, «Гайль Москау!» (1932, с П. Пасынкиным), «Актриса» (1943), «Пирогов» (1947, с А. М. Назаровым и Н. Шифриным; Государственная премия СССР, 1948), «Белинский» (1953, с М. П. Магидсоном и С. В. Ивановым).Р. И. Маланичев.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.