Мультипликационное кино


Мультипликационное кино
«Рейнеке-Лис».

«Рейнеке-Лис».
Режиссёр В. Старевич.
1939.

мультипликацио́нное кино́ (от лат. multiplicatio — умножение; ряд языков использует др. слово — одушевление, animation — франц., англ., animazione — итал.), синтетическое искусство, в основе которого лежит последовательный ряд специально созданных и «оживающих» на экране рисованных, живописных или объёмно-кукольных образов, зафиксированных на плёнке методом покадровой съёмки. Проекция этих изображений на экран со скоростью 24 кадр/с создаёт иллюзию движения, эффект одушевления персонажей.

Мультипликация может быть рисованной — графической, теневой (силуэтной), основанной на плоских марионетках и перекладках, включая и фотовырезки, и объёмной — кукольной, барельефной, использующей покадровую съёмку трёхмерных предметов или живых персонажей; её художественные решения могут основываться на необычной технике — изображениях, нарисованных или выцарапанных непосредственно на плёнке без применения фотосъёмки; могут быть произведениями оживающей на экране живописи, возникающей мазок за мазком непосредственно под аппаратом, а также созданы с помощью «игольчатого экрана», стержни которого по-разному выдвигаются и освещаются, что создаёт особый изобразительный эффект; наконец, с применением всевозможных сыпучих, плавящихся и мнущихся веществ (в том числе цветного пластилина), приобретающих различную фиксируемую камерой форму. Всё более широкое развитие получает так называемая компьютерная мультипликация, основанная на электронике и применении кибернетических машин.

Рождение мультипликационного кино неразрывно связано с историей возникновения технических приспособлений, позволяющих создать на экране иллюзию движения рисованных и объёмных фигур. Сам принцип мультипликации был найден задолго до изобретения братьями Люмьер. Бельгийский физик Ж. Плато, австрийский профессиональный геометр С. фон Штампфер и другие учёные и изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и волшебный фонарь. Наиболее совершенное приспособление подобного типа — праксиноскоп — было создано французским художником и инженером Э. Рейно. Французские историки кино считают днём рождения рисованной мультипликации 30 августа 1877, когда изобретение было запатентовано. Первые представления «Оптического театра», как назвал свои сеансы рисованного кино Рейно, начались с 28 октября 1892 в парижском Музее Гревен. Программа каждого сеанса, длившегося 15—20 мин, включала несколько комедийных лент, изображение было цветным и сопровождалось пением и музыкой. Дальнейшее развитие мультипликационного кино связано с совершенствованием кинотехники. Первые рисованные фильмы, снятые методом покадровой съёмки и длившиеся всего несколько минут, появились в 1906—08 («Фантасмагория», режиссёр Э. Коль, Франция; «Магическая авторучка», режиссёр С. Блэктон, США).

Интенсивное развитие в 10-х гг. американского мультипликационного кино тесно связано с комиксом — сюжетным рассказом в рисунках, у которого оно заимствовало стилистику, темы, характеры персонажей.

Первооткрывателем и зачинателем художественных принципов объёмной мультипликации был В. А. Старевич — оператор и режиссёр дореволюционного русского кино. Его первые фильмы («Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», «Месть кинооператора» и «Авиационная неделя насекомых», 1912) — меткие пародии, высмеивавшие ложную романтику, штампы мелодраматических и псевдоисторических сюжетов, распространённых в то время в кино.

Новый импульс рисованное кино получило с созданием первого, ставшего популярным постоянного героя — кота Феликса (1913) из одноименной серии П. Салливена и О. Месмера. В 1921 братья М. и Д. Флейшеры начали выпускать серию «Из чернильницы», в которой упрямый и злонамеренный персонаж клоун Коко возникал прямо из-под пера художника и рисованные сцены впервые в мультипликационном кино сочетались непосредственно с игровыми. Впоследствии в лентах Флейшеров появились и другие персонажи — карикатура на «кинозвезду» Бетти Буп и пучеглазый моряк Попай.

Вслед за котом Феликсом в мультипликационном кино появилось множество персонажей животных. К таким героям обращался в своих первых фильмах в начале 20-х гг. и У. Дисней. Однако настоящий успех и признание пришли к нему с появлением в кино звука. В сентябре 1928 Дисней с художником Ю. Айверксом создал знаменитого мышонка Микки Мауса (фильм «Пароход Вилли»). Развивая принцип звукозрительного контрапункта в мультипликационном кино, Дисней выработал особый жанр рисованных короткометражных музыкальных комедий — «Наивных симфоний». Их сюжеты основаны главным образом на эффектных трюках, графической деформации и неожиданных гротесковых и комедийных ситуациях. Более развёрнуто этот принцип был использован Диснеем позднее в его полнометражном фильме «Фантазия» (1940), где он стремился найти изобразительный эквивалент фрагментам из произведений И. С. Баха, Л. ван Бетховена, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Ф. Шуберта и других композиторов. В 30—40-е гг. Дисней, став крупнейшим мастером рисованного фильма, создал гигантскую студию, разработав промышленные формы мультипликационного производства. Помимо фильмов с постоянными героями — Микки Маусом, утёнком Дональдом, псом Плуто и др., — он выпустил полнометражные картины «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Пиноккио» (1939), «Бэмби» (1942). Здесь, как и в некоторых позднейших картинах Диснея («Леди и бродяга», 1955, «Книга джунглей», 1966), важнейшими в мультипликационном кино стали выразительность мультипликационного движения и ритма, герой, наделённый ярко очерченной характеристикой, мастерство «одушевления» персонажей. Этому учились у Диснея мультипликаторы всего мира.

Начало творческой деятельности Диснея совпало по времени с выпуском первых советских мультфильмов, связанных по своей стилистике с политическим плакатом и карикатурой («Советские игрушки» и «Юморески», 1924, режиссёр Д. Вертов, художник А. И. Бушкин). Выразительность оживающей на экране графики, использующей технику плоской марионетки, привлекла внимание молодых художников Н. П. Ходатаева, З. П. Комиссаренко, Ю. А. Меркулова, И. И. Иванова-Вано, В. Г. Сутеева, сестёр В. С. и З. С. Брумберг, О. П. Ходатаевой, в 1925 выпустивших фильм о революционной борьбе китайского народа «Китай в огне». В 1927 вышел первый детский мультфильм «Каток» (режиссёры Иванов-Вано, Д. Я. Черкес), в 1928 — «Самоедский мальчик» (режиссёры Ходатаев, Ходатаева, В. и З. Брумберг), в 1929 — «Почта» (по С. Я. Маршаку, режиссёр М. М. Цехановский).

В 30-х гг. в советской мультипликации были созданы сатирические фильмы «Блек энд уайт» (по В. В. Маяковскому, 1932, режиссёры Л. А. Амальрик, Иванов-Вано), «Органчик» (по мотивам «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1934, режиссёр Ходатаев) и др. А. Л. Птушко поставил короткометражный кукольный фильм «Новый Гулливер» (1935, художник С. А. Мокиль) — гротесково-сатирическое изображение буржуазного общества.

В 30-е гг. усилилось влияние американских рисованных фильмов, их стилистики, особенно творчества Диснея, на мировую мультипликацию.

Среди массовой шаблонной продукции выделялись произведения самобытных мастеров европейской мультипликации: полнометражный силуэтный фильм «Принц Ахмед» (по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи», 1928, режиссёр Л. Райнигер, Германия), «Идея» (по одноименному циклу гравюр Ф. Мазереля и с музыкой А. Онеггера, 1932, режиссёр Б. Бартош, Франция), «Ночь на Лысой горе» (по Мусоргскому, 1933, режиссёр А. Алексеев, Франция). После сугубо экспериментальных фильмов авангардистов 20-х гг., занятых поисками новых форм изобразительного ритма («Механический балет», 1924, режиссёр Ф. Леже, Франция), и абстрактных пластических композиций В. Рутмана, В. Эггелннга, X. Рихтера и др. (Германия) эти мастера возвращали мультипликации сюжетность, ясность темы. В 1937 П. Гримо создал в Париже студию, на которой снял фильмы «Продавец нот» (1942), «Маленький солдат» (1947) и полнометражный фильм «Пастушка и трубочист» (по X. К. Андерсену, 1952), заложившие основы традиционной школы французской мультипликации. Её наиболее ярким представителем стал ученик Гримо Ж. Ф. Лагиони, прославившийся позднее своими лентами «Случайная бомба» (1968), «Через Атлантический океан на плоту» (1978).

В 1939 английский режиссёр Дж. Грирсон основал в Канаде киноцентр, где наряду с документальным большое внимание уделялось мультипликационному кино. Сюда переехал из Франции Алексеев, здесь начал свои эксперименты выдающийся канадский режиссёр-мультипликатор Н. Мак-Ларен.

В 1943 группа талантливых американских графиков, возмущённая бесправным положением и безликостью художника на мультипликационном конвейере Диснея, ушла с его фабрики-студии. Под руководством С. Босустова они организовали студию ЮПА («United Production of America»). В выпускавшейся ими серии с постоянными персонажами — Мистер Магу, Мак Бойнг Боинг и др. — выработался более простой и свободный графический стиль, близкий к журнальной графике, в частности к творческой манере американского карикатуриста С. Стайнберга. За 10 лет (1948—1958) активной работы в ЮПА они создали фильмы, в которых отошли от диснеевской стилистики. Студия оказала влияние на европейскую мультипликацию, особенно английскую (в Лондоне был открыт филиал ЮПА), однако её новации носили преимущественно стилистический характер.

В годы войны советские мультипликаторы выпускали рисованные сатирические антифашистские киноплакаты. В послевоенный период исключительное развитие в советской мультипликации получил жанр сказки, как классической, так и современной. Особая роль в его разработке принадлежит режиссёрам В. и З. Брумберг («Федя Зайцев», 1948), Амальрику и В. И. Полковникову («Серая шейка» по Д. Н. Мамину-Сибиряку, 1948), Цехановскому («Сказка о рыбаке и рыбке» по А. С. Пушкину, 1950), Иванову-Вано («Снегурочка», 1956), Л. К. Атаманову («Снежная королева» по Андерсену, 1957).

Глубоким и всесторонним было новаторство мастеров мультипликации и других социалистических стран. Вскоре после освобождения от немецко-фашистской оккупации, в конце 40-х — начале 50-х гг., во всех европейских социалистических странах были созданы мультстудии, начали формироваться национальные школы рисованного и кукольного кино. Их развитие оказалось стремительным и ярким. Суть этого явления в том, что мультипликационное кино, как и другие виды искусства, решительно повернулось к живой, кипящей событиями действительности, прониклось интересами, идеями и фактами современности и обратилось для их выражения к богатейшей сокровищнице изобразительного и литературного творчества, в том числе классического и современного. При этом идейное, жанрово-тематическое обогащение сопровождалось обновлением художественного языка мультипликации. В социалистических странах выдвинулась плеяда мастеров, занявших ведущие позиции в современной мировой мультипликации. В ЧССР — это зачинатели прославленного кукольного кино: Й. Трнка («Шпаличек», 1947, «Похождения бравого солдата Швейка», 1954, «Сон в летнюю ночь» по У. Шекспиру, 1959, и др.), К. Земан (серия фильмов с постоянным героем Паном Прокоуком, 1947—55, «Вдохновение», 1949, «Король Лавра», 1950, «Сказки тысячи и одной ночи», 1972—75, «Ученик чародея», 1977, и др.) и Г. Тырлова («Бунт игрушек», 1947, «Сказка из шерсти», 1964, серия «Приключения Голубоглазки», 1976). Их последователи — Б. Пояр, Й. Брдечка и др. В ПНР в 1958 вышел оригинальный кукольный фильм «Смена караула» В. Хаупе и Г. Белиньской, стала складываться польская школа мультипликации. В СФРЮ в 1956 на киностудии «Загребфильм» сформировалась знаменитая загребская школа рисованного фильма, крупнейшие мастера которой — Д. Вукотич («Суррогат», 1961, «Игра», 1963, «Пятно на совести», 1968), В. Мимица («Одинокий», 1958, «У фотографа», 1959, «Малая хроника», 1962), Б. Довникович-Бордо («Любопытство», 1973, «Н. Н.», 1976, «Школа хождения», 1978), Н. Драгич («Укротитель диких коней», 1966, «Идут дни», 1969, «Дневник», 1973), А. Занинович («Стена», 1965) и др. — разрабатывают жанр фильма-притчи и фильма-анекдота, смело вводят в мультипликационное кино остроту, причудливость и лаконизм графического языка современной карикатуры. Один из наиболее оригинальных мастеров мультипликации — румынский режиссёр Й. Попеску-Гопо. Его фильмы «Краткая история» (1956), «Семь искусств» (1958), «Гомо сапиенс» (1960) с постоянным героем — рисованным человечком — исследователем и преобразователем Вселенной получили всемирное признание. Значителен вклад в современную мультипликацию мастеров ВНР (Д. Мачкашши, А. Даргаи, М. Янкович, Й. Непп, Й. Гемеш, П. Собослаи и др.), НРБ (Т. Динов, Д. Донев, С. Дуков, X. Топузанов, И. Веселинов и др.) и ГДР (Б. Бётге, К. Вайлер, Г. Рец, М. Андерсон и др.).

Процесс обновления выразительных средств произошёл и в советской мультипликации. Особенно интенсивно он проявился в начале 60-х гг., когда с расширением тематики мультипликационного кино на киностудии «Союзмультфильм» всё чаще наряду с разработкой детской тематики стали создаваться фильмы для взрослых («Большие неприятности», 1961, режиссёры В. и З. Брумберг; «Баня» по Маяковскому, 1962, режиссёры С. И. Юткевич, А. Г. Каранович; «Мир дому твоему», 1963, режиссёры В. А. Никитин, И. И. Николаев, и др.). Острое чувство современности, гражданственность темы и оригинальность изобразительного языка с особой силой проявились в творчестве Ф. С. Хитрука («История одного преступления», 1962, «Человек в рамке», 1966, «Фильм, фильм, фильм», 1968, «Остров», 1973, и др.). В новый период своего творчества вступили мастера старшего поколения: Иванов-Вано («Левша», 1964, новая версия полнометражного фильма «Конёк-Горбунок», 1975, и др.), Атаманов («Скамейка», 1967, «Это в наших силах», 1970, оба по рисункам датского художника X. Бидструпа, серия «Котёнок по имени Гав», 1976—78, и др.), использующие для создания мультфильмов выразительные возможности графической и живописной миниатюры, цвета, музыки. Стремление к обогащению жанровых решений сказалось в работах Б. П. Степанцева («Окно», 1966, «Малыш и Карлсон», 1968, фильм-балет «Щелкунчик», 1973), Б. П. Дёжкина («Чиполлино», 1960, «Шайбу, шайбу!», 1966), В. М. Котёночкина («Ну, погоди!», 1969—81, 13 выпусков). Интересно и многообразно развивается в 60—70-е гг. кукольная мультипликация: Р. А. Качанов — «Варежка» (1967), трилогия с постоянными героями Чебурашкой и Крокодилом Геной (1969—74); Н. Н. Серебряков — «Я жду птенца» (1966), «Клубок» (1968), «Поезд памяти» (1975), «Разлучённые» (1980); В. В. Курчевский — «Франтишек» (1968), «Мастер из Кламси» (1972), «Садко богатый» (1975), «Пер Гюнт» (1979) и др. Собственный почерк уверенно вырабатывают режиссёры более молодого поколения, внося много нового в разработку современной темы и своеобразного жанра философско-поэтической притчи: А. Ю. Хржановский («Жил-был Козявин», 1966, «Стеклянная гармоника», 1968, «День чудесный», 1975), Ю. Б. Норштейн («Цапля и журавль», 1975, «Ёжик в тумане», 1976, «Сказка сказок», 1980), А. А. Петров («Учитель пения», 1968, «Полигон», 1977, «Путешествие Солнышкина», 1980), В. И. Тарасов («Контакт», 1978, «Возвращение», 1981, «Пуговица», 1982), И. Н. Гаранина («Журавлиные перья», 1977, «Балаган», 1982), Э. В. Назаров («Равновесие страха», 1974, «Охота», 1979, «Жил-был пёс», 1982) и др.

Происходит процесс формирования национальных школ мультипликации в союзных республиках, выдвинувших таких талантливых и ярких мастеров, как И. Б. Гурвич, Д. Я. Черкасский, В. А. Дахно, А. А. Грачёва, Е. Я. Сивоконь (Украина), X. Я. Парс, Р. А. Раамат, П. Пярн (Эстония), А. А. Хайдаров (Казахстан), А. Буровс (Латвия), А. Н. Хинтибидзе, В. Д. Бахтадзе, М. И. Баханов (Грузия) и др.

В СССР и других социалистических странах особое внимание уделяется мультипликационным фильмам, предназначенным детскому зрителю и имеющим огромное воспитательное значение. Над фильмами для детей работают режиссёры, художники, детские писатели — ведущие мастера мультипликации. Около 80% ежегодной продукции, выпускаемой студией «Союзмультфильм» и студиями союзных республик, составляют фильмы для детей. Они широко используются в детских телепередачах.

Исключительно значение в мультипликационном кино художника-постановщика, создающего типажи, декорации, являющегося одним из ведущих и полноправных соавторов фильма, и художника-мультипликатора, одушевляющего персонажи, роль которого в рисованном и кукольном кино подобна функции актёра в игровом фильме. Поскольку в основе мультипликационного фильма лежит изобразительное решение, именно профессия художника даёт возможность подавляющему большинству мастеров овладеть особенностями мультипликационной режиссуры. В мультипликационном кино устанавливаются творческие содружества между режиссёром и художником. В частности, в советском мультипликационном кино многие фильмы Иванова-Вано поставлены с художником Л. И. Мильчиным; Качанова — с Л. А. Шварцманом; Хитрука — с С. А. Алимовым, затем с В. Н. Зуйковым и Э. В. Назаровым; Серебрякова — с А. А. Спешневой; Норштейн — с Ф. А. Ярбусовой; Тарасова — с Н. И. Кошкиным; Гараниной — с Н. Н. Виноградовой. Подобные постоянные содружества помогают добиваться большего творческого взаимопонимания и художественной цельности фильма. В числе известных художников, работающих в советской мультипликации, также А. В. Винокуров, В. А. Никитин, Н. В. Орлова, С. К. Русаков, А. М. Савченко.

Для современной мировой мультипликации характерно необычайное разнообразие жанрово-тематических и стилистических исканий. На фоне насыщенных экстравагантными трюками фильмов Т. Эйвери и развлекательной продукции, в изобилии выпускаемой одной из крупнейших американских мультстудий У. Ханна и Дж. Барбера, выделяются ленты Дж. Хабли, проникнутые поэзией и лиризмом и оригинально трактующие тему детского восприятия мира («Лунная птица», 1960, «Дети солнца», 1961). Острой проблематикой, стремлением дать широкую панораму современной жизни США отличаются основанные на стилизации и гротеске полнометражные рисованные ленты «Кот Фриц» (1972) и «Час пик» (1974) Р. Бакши, представителя молодого поколения американских режиссёров-мультипликаторов. В фильмах некоторых режиссёров западноевропейского мультипликационного кино прослеживается стремление к виртуозной формальной изощрённости, например, в фильмах «Лица женщин» и «Метадата» (1971) французского режиссёра П. Фольдеса, широко использовавшего приём непрерывного потока изобразительных трансформаций и применявшего для «одушевления» рисунков компьютерную технику. Явственно дают себя знать и фрейдистские, экзистенциалистские мотивы, сюрреалистические и абстракционистские изыски. Темы безысходности и бесперспективности человеческой жизни в буржуазном мире звучат в фильмах «Вороны» (1967), «Фантасматик» (1969) швейцарских мастеров Ж. и Э. Ансорж; «Улитки» (1965), «Мёртвые времена» (1969) французского режиссёра Р. Лалу, работающего с известным художником Р. Топором; «Безумный мир» (1972) японского режиссёра Ё. Кури; «Автомания 2000» (1963) английского режиссёра Дж. Халаса. Более остро и последовательно социально-критическая тема выражена в фильме Мак-Ларена «Соседи» (1952), в котором методом покадровой съёмки сняты живые актёры, в творчестве бельгийского режиссёра Р. Серве («Хромофобия», 1966, «Операция Х-70», 1972. «Гарпия», 1978), в картинах молодого итальянского режиссёра М. Манфреди («Баллада для главаря мафии», 1974) и др.

В 70-е гг. режиссёры-мультипликаторы всё чаще включают в свои фильмы игровые и документальные кадры, создавая таким образом «гибридные» формы, синтезирующие возможности разных видов кино, в том числе и такие фильмы, где живое и рисованное изображения непрестанно переходят одно в другое: «Интервью» (1978) режиссёра К. Лиф, постоянно работающей с художником В. Суль (Канада).

Характерное для последнего десятилетия более частое обращение режиссёров к полнометражному мультипликационному фильму наряду с чисто коммерческими целями, например в японском рисованном кино, связано с их стремлением дать более детальную разработку сюжета и персонажей, полнее использовать художественные компоненты рисованного и кукольного фильма, уравнять его в сфере проката с игровым кино: «Жёлтая подводная лодка» (1968, режиссёр Дж. Даннинг, художник X. Эдельман, Великобритания), «Дикая планета» (1974, режиссёр Лалу, Франция — ЧССР), «Большие гонки» (1975, режиссёр И. Каприно, Норвегия), «Аллегро нон троппо» (1978, режиссёр Б. Боццетто, Италия), «Король и птица» (1979, режиссёр Гримо, Франция), «Мария, Мирабела» (1981, режиссёр Попеску-Гопо, Н. Бодюл, СРР — СССР), «Тайна третьей планеты» (1981, режиссёр Качанов, СССР) и др.

В мультипликационном кино находят своеобразное преломление мотивы и традиции национальной культуры — изобразительного искусства, литературы, музыки, например в творчестве известных итальянских режиссёров Б. Боццетто («Опера», 1973), Д. Джанини и Э. Лудзати («Итальянка в Алжире», 1968, «Пульчинелла», 1973), японского режиссёра К. Кавамото («Путешествие», 1973. «Жизнь поэта», 1975, «Дом в огне», 1979), английского режиссёра Даннинга («Буря» по Шекспиру, 1976).

Самобытное развитие в последнее время мультипликационное кино получило и во многих других странах: в СРВ, на Кубе, в Финляндии, Индии, Иране, Голландии, Испании. Выходят мультипликационные фильмы в Бразилии, Венесуэле, Аргентине, Алжире, Тунисе и других странах Латинской Америки и Африки. См. также ст. Художник в мультипликационном кино.

Литература:
Мультипликационный фильм, Сборник, М., 1936;
Гинзбург С. С., Очерки теории кино, М., 1974;
Асенин С. В., Волшебники экрана. Эстетические проблемы современного мультипликации, М., 1974;
Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своем искусстве, М., 1983;
Halas J., Manvell R., Art in movement, L., 1970;
Madsen R., Animated film. Concepts, methods, uses, N.Y., 1969;
Kossakowski A., Polski film animowany (1945—1974), Wroclaw, 1977;
Urc R., Animovaný film, Martin, 1980.

С. В. Асенин.

«Сенька-африканец».

«Сенька-африканец».
Режиссёры и художники
Д. Черкес,
Ю. Меркулов,
И. Иванов-Вано.
1928.

«Самоедский мальчик».

«Самоедский мальчик».
Режиссёры и художники
Н. и О. Ходатаевы,
В. и З. Брумберг.
1928.

«Сказка о царе Дурандае».

«Сказка о царе Дурандае».
Режиссёр И. Иванов-Вано,
художники
Л. Амальрик,
Б. Покровский,
И. Иванов-Вано.
1934.

«Новый Гулливер».

«Новый Гулливер».
Режиссёр А. Птушко,
художник С. Мокиль.
1935.

«Федя Зайцев».

«Федя Зайцев».
Режиссёры В. и З. Брумберг,
художник А. Сазонов.
1948.

«Необыкновенный матч».

«Необыкновенный матч».
Режиссёры
М. Пащенко,
Б. Дёжкин,
художники
П. Репкин,
В. Василенко,
А. Савченко.
1953.

«Заколдованный мальчик».

«Заколдованный мальчик».
Режиссёры
А. Снежко-Блоцкая,
В. Полковников,
художники
Г. Брашишките,
Р. Качанов,
Л. Мильчин.
1955.

«Чудесница».

«Чудесница».
Режиссёр А. Иванов,
художники В. Лалаянц, Л. Позднеев.
1957.

«Франтишек».

«Франтишек».
Режиссёр В. Курчевский,
художник О. Гвоздева.
1967.

«Кто сказал “мяу”?».

«Кто сказал “мяу”?».
Режиссёр В. Дегтярёв,
художник В. Данилевич.
1962.

«История одного преступления».

«История одного преступления».
Режиссёр Ф. Хитрук,
художник С. Алимов.
1962.

«Жил-был Козявин».

«Жил-был Козявин».
Режиссёр А. Хржановский,
художник Н. Попов.
1966.

«Я жду птенца».

«Я жду птенца».
Режиссёр Н. Серебряков,
художники И. Урманче, Н. Серебряков.
1966.

«Шапокляк».

«Шапокляк».
Режиссёр Р. Качанов,
художник Л. Шварцман.
1974.

«Левша».

«Левша».
Режиссёр И. Иванов-Вано,
художники
А. Тюрин,
М. Соколова,
А. Курицын.
1964.

«Шайбу, шайбу!».

«Шайбу, шайбу!».
Режиссёр Б. Дёжкин,
художники Б. Дёжкин, С. Русаков.
1964.

«Почта».

«Почта».
Режиссёры М. и В. Цехановские,
художники М. Цехановский, Б. Корнеев.
1964.

«Маугли». («Похищение».)

«Маугли». («Похищение».)
Режиссёр Р. Давыдов,
художники А. Винокуров, П. Репкин.
1968.

«Балерина на корабле».

«Балерина на корабле».
Режиссёр Л. Атаманов,
художники Г. Аркадьев, Б. Корнеев.
1969.

«Малыш и Карлсон».

«Малыш и Карлсон».
Режиссёр Б. Степанцев,
художники А. Савченко, Ю. Бутырин.
1968.

«Винни Пух идёт в гости».

«Винни Пух идёт в гости».
Режиссёр Ф. Хитрук,
художники В. Зуйков, Э. Назаров.
1971.

«Конёк-Горбунок».

«Конёк-Горбунок».
Режиссёр И. Иванов-Вано,
художник Л. Мильчин.
1975.

«Цапля и Журавль».

«Цапля и Журавль».
Режиссёр Ю. Норштейн,
художник Ф. Ярбусова.
1974.

«Ну, погоди!».

«Ну, погоди!».
Выпуск 11.
Режиссёр В. Котёночкин,
художник С. Русаков.
1977.

«38 попугаев».

«38 попугаев».
Режиссёр И. Уфимцев,
художник Л. Шварцман.
1976.

«Контакт».

«Контакт».
Режиссёр В. Тарасов,
художник В. Кошкин.
1978.

«Трое из Простоквашино».

«Трое из Простоквашино».
Режиссёр В. Попов,
художники Н. Ерыкалов, Л. Хачатрян.
1978.

«Премудрый пескарь».

«Премудрый пескарь».
Режиссёр В. Караваев,
художник С. Алимов.
1979.

«Волшебное кольцо».

«Волшебное кольцо».
Режиссёр Л. Носырев,
художник В. Кудрявцева.
1979.

«Тайна третьей планеты».

«Тайна третьей планеты».
Режиссёр Р. Качанов,
художник Н. Орлова.
1981.

«Мороз Иванович».

«Мороз Иванович».
Режиссёр И. Аксенчук,
художник В. Никитин.
1981.

«Пёс в сапогах».

«Пёс в сапогах».
Режиссёр Е. Гамбург,
художник И. Макаров.
1981.

«Жил-был пёс».

«Жил-был пёс».
Режиссёр и художник Э. Назаров.
1982.

«Закон племени».

«Закон племени».
Режиссёр В. Пекарь,
художник Т. Колюшева.
1982.

«Ещё раз о моде».

«Ещё раз о моде».
Режиссёр В. Бахтадзе,
художник И. Самсонадзе
(Грузинская ССР).
1969.

«Волшебная свирель».

«Волшебная свирель».
Режиссёр и художник Ж. Даненов
(Казахская ССР).
1973.

«Как жёны мужей продавали».

«Как жёны мужей продавали».
Режиссёр и художник Г. Уманский
(УССР).
1973.

«Фитнэ».

«Фитнэ».
Режиссёр и художник А. Ахундов
(Азербайджанская ССР).
1973.

«Шлёпанцы Абу-Гасана».

«Шлёпанцы Абу-Гасана».
Режиссёр Р. Бабаян,
художник Л. Хачатрян
(Армянская ССР).
1974.

«Белоснежка и семь гномов».

«Белоснежка и семь гномов».
Режиссёр У. Дисней
(США).
1938.

«Похождения бравого солдата Швейка».

«Похождения бравого солдата Швейка».
Режиссёр Й. Трнка
(ЧССР).
1955.

«Суррогат».

«Суррогат».
Режиссёр Д. Вукотич
(СФРЮ).
1961.

«Умная деревня».

«Умная деревня».
Режиссёр Д. Донев
(НРБ).
1972.

«Двенадцать месяцев».

«Двенадцать месяцев».
Режиссёр К. Ябуки,
художник С. Кавамото
(Япония).
1980.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "Мультипликационное кино" в других словарях:

  • МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО — (анимационное кино) вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объемных (объемная мультипликация) объектов. Первые рисованные фильмы выпущены в 1908… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мультипликационное кино — Мультипликация, анимация, мультипликационное кино  вид киноискусства, произведения которого создаются путём покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованая мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная …   Википедия

  • мультипликационное кино — (анимационное кино), вид киноискусства, произведения которого создаются путём съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объёмных (объёмная мультипликация) объектов. Первые рисованные фильмы выпущены в 1908… …   Энциклопедический словарь

  • МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО — МУЛЬИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО, см. Анимационное кино (см. АНИМАЦИОННОЕ КИНО) …   Энциклопедия кино

  • Мультипликационное кино —         вид киноискусства, произведения которого создаются путём съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объёмных (объёмная мультипликация) объектов. М. к. не основывается на фотографической фиксации… …   Большая советская энциклопедия

  • Кино — как вид искусства появилось в Японии, Европе и Америке практически одновременно в конце прошлого столетия. С движущимися фотографиями (кацудо сясин) японцы впервые познакомились в 1896 г., а в 1899 м уже делали фильмы сами. В 1900 г. появились… …   Вся Япония

  • Детское кино — детское кино, кино, создаваемое специально для детей и подростков и названное так по аналогии с детской литературой. Детское кино включает в себя художественные игровые и мультипликационные, хронико документальные, научно познавательные фильмы,… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • АНИМАЦИОННОЕ КИНО — (англ. animation от лат. animatus живой, одушевленный), то же, что мультипликационное кино (см. МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО) …   Энциклопедический словарь

  • Куба. Кино — Кадр из фильма «Воспоминания об отсталости». Режиссер Т. Гутьеррес Алеа. 1968. Куба. Кино Первая хроникальная лента, снятая на Кубе, «Документ о тушении пожара» (1897) французского оператора Г. Вейре. В 1906 вышел документальный фильм «Парк… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Международная Ассоциация Мультипликационного Кино — Международная ассоциация мультипликационного кино, АСИФА (International Animated Film Association, Association internationale du film d’animation — ASIFA). Создана в 1960 с целью установить связи между создателями и исследователями… …   Кино: Энциклопедический словарь

Книги