Научно-фантастический фильм

Научно-фантастический фильм

нау́чно-фантасти́ческий фильм. Ленты, принадлежащие к научной фантастике, группируются преимущественно вокруг трёх тематических направлений: космические путешествия, появление инопланетных существ на Земле и положение человека в изменившихся условиях будущего.

Первые в истории кино научно-фантастические фильмы — «Завоевание воздуха» (1901, режиссёр Ф. Зекка) и картины Ж. Мельеса «Путешествие на Луну» (1902), «20 000 лье под водой» (1907), «На завоевание полюса» (1912) и др. Хотя в них использовались некоторые мотивы романов Ж. Верна и Г. Уэллса, связь с научной фантастикой здесь была ещё довольно слабой; режиссёры скорее исследовали трюковые возможности кинематографии.

В 10-е гг. научно-фантастических фильмов выпускалось мало («Летающая торпеда», 1916, режиссёр Д. Гриффит; «Небесный корабль», 1918, режиссёр Ф. Хольгер-Мадсен; «Голем, как он пришёл в мир», 1920, режиссёры Вегенер, К. Безе); прежние трюковые возможности кино были уже недостаточны, а для разработки новых, требовавших значительного расхода материалов и финансов, в условиях войны не хватало средств.

В 20-е гг. принципиальным явлением в истории научной фантастики в кино стали советские фильмы «Аэлита» (по А. Н. Толстому, 1924, режиссёр Я. А. Протазанов) и «Луч смерти» (1925, режиссёр Л. В. Кулешов), обогатившие жанр социальным анализом, а также целым рядом новых изобразительных мотивов. Событием стали фильмы Ф. Ланга «Метрополис» (1926) — пессимистическое видение общества будущего — и «Женщина на Луне» (1929).

В 30-е гг. постановку советского фильма «Космический рейс» (1936, режиссёр В. Н. Журавлёв) консультировал К. Э. Циолковский. Для западного кинематографа в это время характерна серия фильмов о безумных учёных: «Убийства на улице Морг» (1932, режиссёр Р. Флоре), где в сюжет Э. По был введён новый персонаж — доктор Миракль, экспериментировавший над гориллой; «Человек-невидимка» (по Г. Уэллсу, 1933, режиссёр Дж. Уэйл); «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» (1935) — оба режиссёра Уэйла, об учёном, создавшем искусственного человека; а также серия фильмов о фантастических цивилизациях, самый известный из которых — «Потерянный горизонт» (1937, режиссёр Ф. Капра).

Развитие научной фантастики в кино началось в 50-е гг., когда были созданы фильмы «Направление — Луна» (1950, режиссёр И. Пайчел), «Это пришло из другого пространства» (1953, режиссёр Дж. Арнолд), «Завоевание космоса» (1955, режиссёр Б. Хаскин), разрабатывавшие темы космических путешествий и прибытия инопланетян на Землю, а также показывавшие далёкие перспективы развития науки и техники.

В 60—70-е гг. в продолжение традиции фильмы «День, когда остановилась Земля» (1951, режиссёр Р. Уайз) и «На последнем берегу» (1959, режиссёр С. Крамер), содержавших предостережение человечеству о губительных последствиях накопления атомного оружия, появилась большая группа фильмов, в которых центр внимания переносился с проблем научно-технического развития на проблемы нравственные, философские, социальные. Прогрессивные художники используют эту форму для обличения противоречий буржуазной цивилизации («Проклятые», 961, режиссёр Дж. Лоузи; «451°по Фаренгейту», 1966, режиссёр Ф. Трюффо; «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу», 1963, «2001: Космическая одиссея», 1968, «Заводной апельсин», 1971, — все режиссёра С. Кубрика; Страна на закате: Дания — 1980», 1977, режиссёр П. Уоткинс).

С 60-х гг. активно развивается советский научно-фантастический фильм: «Человек-амфибия» (по А. Р. Беляеву, 1962, режиссёры Г. С. Казанский, В. А. Чеботарёв), «Планета бурь» по А. П. Казанцеву, 1962, режиссёр Т. В. Клушанцев), «Молчание доктора Ивенса» (1974, режиссёр Б. А. Метальников), «Отель “У погибшего альпиниста”» (по А. Н. и Б. Н. Стругацким, 1979, режиссёр Г. Е. Кроманов), «Москва — Кассиопея» (1974), «Отроки во вселенной» 1975), «Через тернии к звёздам» (1981) — все режиссёра Р. Н. Викторова, «Лунная радуга» (1983, режиссёр А. Ф. Ермаш) и «Завещание профессора Доуэля» (по А. Беляеву, режиссёр Л. И. Менакер) — оба 1984.

С середины 70-х гг. в США создаётся с огромной тратой средств так называемая галактическая серия. Внутри неё имеются социологически ориентированные фильмы, содержащие определённые критические акценты («Близкие контакты третьего вида», 1977, и «Инопланетянин», 1982, — оба режиссёра С. Спилберга; Козерог-1», 1977, режиссёр П. Хайамс). И хотя наиболее характерные картины этой серии носят откровенно сказочный характер («Звёздные войны», 1977, режиссёр Дж. Лукас; «Флэш Гордон», 1980, режиссёр М. Ходжес), а их герои и сюжетные повороты в большинстве заимствованы из комиксов, они часто имеют реакционную идейную основу, ориентированы главным образом на молодую аудиторию н служат мощным средством обработки массового сознания (см. ст. «Фильмы ужасов»).

Литература:
Ханютин Ю. М., Реальность фантастического мира, М., 1977;
Kołodyński A., Filmy fantastyczno-naukowe, Warsz., 1972;
Baxter J., Sciencefiction in the cinema, L.—N.Y., 1970.
В. И. Михалкович.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Научно-фантастический фильм" в других словарях:

  • Научно-фантастический фильм — Кинофантастика  направление и жанр художественной кинематографии, который можно охарактеризовать повышенным уровнем условности. Образы, события и антураж фантастических фильмов часто намеренно отстранены от обыденной реальности  это может… …   Википедия

  • Премия «Сатурн» за лучший научно-фантастический фильм — Список лауреатов и номинантов премии «Сатурн» («Золотой свиток» с 1973 по 1977 г.) в категории «Лучший научно фантастический фильм». Содержание 1 Лауреаты и номинанты 1.1 1973 1980 1.2 1981 1990 …   Википедия

  • Премия «Scream» за лучший научно-фантастический фильм — Премия «Scream» за лучший научно фантастический фильм. Лауреаты  выделены отдельным цветом. За год Церемония Лауреаты и номинанты 2006 1 я • «V  значит вендетта» • «Эон Флакс» • «Помутнение» • Миссия «Серенити» …   Википедия

  • Кинопремия «Империя» за лучший научно-фантастический фильм — «Кинопремия „Империя“ за лучшиий научно фантастический фильм»  одна из номинациий Empire Awards присужденная журналом Empire . Эта номинация появилась в 2006 году. Победителей выбирают читатели журнала. Ниже перечислены фильмы, удостоенные… …   Википедия

  • Лучший научно-фантастический фильм (премия Сатурн) — Основная статья: Сатурн (кинопремия) Первая Год Фильм 1 ая 1972 Бойня № 5 2 ая 1973 Зелёный сойлент 3 ья 1974/75 Роллербол 4 ая 1976 Бегство Логана 5 ая …   Википедия

  • Фильм Матрица — Матрица The Matrix Жанр Киберпанк Режиссёр Братья Вачовски Продюсер Джоэль Сильвер …   Википедия

  • Аватар (фильм, 2009) — У этого термина существуют и другие значения, см. Аватар. Аватар Avatar …   Википедия

  • Искусственный разум (фильм) — Это статья о фильме. Статья о науке и технологии создания интеллектуальных машин называется Искусственный интеллект Искусственный разум A.I. Artificial Intelligence …   Википедия

  • Чужой (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чужой. Чужой Alien …   Википедия

  • Нечто (фильм, 1982) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нечто. Нечто The Thing …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»