Неореализм

Неореализм
• НЕОРЕАЛИ`ЗМ
   НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итал. кино, возникшее после 2-й мировой войны и представлявшее собой новую форму критич. реализма. Н. был вызван к жизни антифаш. Движением Сопротивления, ставшим для Италии "великой демократической революцией" (Тольятти П., За демократич. обновление итал. общества, за продвижение к социализму, М., 1960, с. 37). Гуманизм нового итал. кино, его нац. характер, близость к нар. жизни, стремление к социальной справедливости, антибурж. направленность были обусловлены общим демократич. подъёмом, охватившим послевоен. Италию, широким распространением коммунистич. и социалистич. идей.
   Истоки Н.- в итал. веристской лит-ре (творчество Дж. Верги и др.), в нек-рых итал. лентах 1914 - 15 ("Ассунта Спина", "Затерянные во мраке" и др.), в теоретич. трудах и ф. сов. кинематографистов С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Н. В. Экка, М. С. Донского, тзорчестве прогрес. режиссёров Запада (Ч. Чаплина, Ж. Ренуара, М. Карне и др.). Рождение Н. подготовила группа молодых антифашистски настроенных кинематографистов - Дж. Де Сантис, Л. Висконти, К. Лидзани, М. Антониони, А. Пьетранджели, Г. Аристарко, М. Мида и др., ещё в годы войны объединившихся вокруг ж. "Cinema" и "Bianco e nerо", а также популяризаторская и педагогич. деятельность прогрессивно настроенных руководителей Экспериментального киноцентра в Риме У. Барбаро и Л. Кьярини. Одновременно в нач. 40-х гг. было созд. неск. антиконформистских ф.: "Одержимость" (реж. Висконти) и "Четыре шага в облаках" (реж. А. Блазетти) - оба 1942, "Дети смотрят на нас" (1943, реж. В. Де Сика) и др. Художников, разных по своей творч. манере и идейным убеждениям, объединял новый, исторически конкретный, социальный подход к действительности, уважение к простому человеку, тревога за его судьбу. Эстетич. принципы Н. изложил в своей работе "Некоторые мысли о кино" Ч. Дзаваттини, воплотивший их также в своих сценариях. Манифестом нового направления стала картина Р. Росселлини "Рим, открытый город" (1945), проникнутая характерным для всей обществ. жизни тех лет духом единства народа в борьбе с фашизмом. Вслед за ф. о партиз. борьбе и Движении Сопротивления - "Пайза" Росселлини, "Солнце ещё всходит" А. Вергано и "Один день в жизни" Блазетти (1946), "Опасно, бандиты!" Лидзани (1951) - режиссёры обратились к острым социальным проблемам современности. В основе их произв. часто лежали почерпнутые из газет док. факты или события, максимально к ним приближенные. Это ф. о безработице - "Похитители велосипедов" Де Сика (1948), "Рим, 11 часов" Де Сантиса (1952), "Дорога надежды" П. Джерми (1949); о судьбе вернувшихся фронтовиков - "Бандит" А. Латтуады (1946), "Земля дрожит" Висконти (1948), "Горький рис" Де Сантиса (1950); о детской беспризорности - "Шуша" Де Сика (1946); о бандитизме и преступности "Заблудшая молодёжь" (1947) и "Во имя закона" (1949, в сов. прокате "Под небом Сицилии") - оба реж. Джерми; о бедственном положении пенсионеров - "Умберто Д." (1951) и о бездомных - "Крыша" (1956) - оба реж. Де Сика, и др. Обществ, пафос Н. был связан с обличением фашизма, протестом против социальной несправедливости, утверждением естеств. нравственности и активной социальной солидарности простых людей, тружеников; его эстетика основывалась на требовании безусловной жизненной правды, на стремлении дать документально точную картину реальности.
   Большинство картин неореалистов отличались лаконичностью, сдержанностью, даже нек-рой суровостью. Они показывали нищие деревни, городские окраины, выжженные солнцем дороги, по к-рым брели люди, лишившиеся работы и крова. Н. обновил также жанр комедии, приблизив его к реальности, повседневной жизни простых людей ("Неаполь - миллионер", в сов. прокате "Неаполь - город миллионеров", 1950, реж. Э. Де Филиппо; "Полицейские и воры", 1951, реж. Стено; "Два гроша надежды", 1952, реж. Р. Кастеллани; "Украли трамвай", 1955, реж. А. Фабрици). Наряду с проф. актёрами в неореалистич. ф. нередко приглашались непроф. исполнители. Режиссёры часто обращались к местным диалектам. Всё это усиливало достоверность произв. Н.
   Наибольшего подъёма Н. достиг к кон. 40-х - нач. 50-х гг. Последующее изменение общей политич. и экономич. обстановки в стране, раскол единства антифаш. сил привели к кризису Н., к-рый был углублён цензурными преследованиями, отсутствием материальных средств, общим застоем итал. кинопроиз-ва, жестокой кампанией правящих католич. кругов, призывавших "покончить с фильмами о нищете". Перед прогрес. кино встали новые задачи, ощущалась необходимость в расширении тематики, в большей обобщённости образов, в поисках иных форм худож. проникновения в объективную реальность и во внутр. жизнь человека. Однако традиции Н. не были утеряны. Завоевания его прочно вошли в состав демократич. итал. культуры, во многом предопределив последующие успехи итал. кино. Свойственная этому прогрес. направлению антифашистская и социальная тематика зазвучала с новой силой в ф. направления политич. кино (см. "Политический фильм").
   Н. также оказал влияние на прогрес. кино Франции, США, Испании, Индии, стран Лат. Америки и др. стран, на молодые кинематографии социалистич. стран. Возникнув под воздействием сов. кино, Н. в 50-х гг. оказал в свою очередь влияние на творчество нек-рых сов. режиссёров.
   ◘ Кьярини Л., Сила кино, пер. с итал., М., 1955; Лидзани К., Итал. кино, пер. с итал., М., 1956; Дзаваттини Ч., Нек-рые мысли о кино, в его кн.: "Умберто Д.". От сюжета к фильму, пер. с итал., М., 1960; Соловьева И. Н., Кино Италии, М., 1961; Зингерман Б., Итал. кино и итал. общество, в сб.: Италия. Кино, театр, живопись, скульптура, архитектура, М., 1970; Баскаков В., Судьбы неореализма, в сб.: Мифы и реальность. Заруб, кино сегодня, в. 4, М., 1974; Rоndi В., Il neorealismo italiano, (Parma), 1956; Castello G. C, Il cinema neorealistico italiano, Torino, 1956; Il neorealismo cinernatograficp italiano, a cura di L. Micchiche, Venezia, 1975.
   Г. Д. Богемский.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Неореализм" в других словарях:

  • неореализм — неореализм …   Орфографический словарь-справочник

  • НЕОРЕАЛИЗМ — течение в англо американской философии, возникшее на рубеже 20 в., для которого характерно признание независимого существования внешних объектов и их непосредственной данности познающему субъекту. Н. явился реакцией на абсолютный идеализм… …   Философская энциклопедия

  • Неореализм — (англ. new «новый» и англ. realism «реализм»): Неореализм (изобразительное искусство) Неореализм (кинематограф) Итальянский неореализм Индийский неореализм Неореализм (литература) Неореализм (политология) Неореализм (философия) См.… …   Википедия

  • НЕОРЕАЛИЗМ — (от греч. neos новый и позднелат. reales вещественный), мощное идейно художественное направление, в итальянской культуре, преимущественно в кинематографе, с окончания Второй мировой войны, в первые послевоенные годы. Был вызван к жизни… …   Энциклопедия кино

  • НЕОРЕАЛИЗМ — 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40 х сер. 50 х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест фильм Рим открытый город… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НЕОРЕАЛИЗМ — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных …   Современная энциклопедия

  • НЕОРЕАЛИЗМ — направление в философии 20 в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, Э. Холт, Э. Сполдинг, У. Марвин, У. Питкин). Выдвинул положение о непосредственной данности познаваемой вещи в …   Большой Энциклопедический словарь

  • Неореализм —         направление в итальянской живописи и графике середины 1940 х середины 50 х гг. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, литературе и театре. Основные предпосылки сложения неореализма в итальянской… …   Художественная энциклопедия

  • неореализм — а, м. néo réalisme m. Художественная тенденция в живописи в духе реалиста Курбе. Реализм был густая, полновесная и тяжелая живопись масляными красками. Нео реализм хочется сравнить с акварелью, из под которой сквозит лирический фон души. Волошин… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • неореализм — неореализм. Произносится [нэореализм] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Неореализм — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»