- Нидерландская кинематография
«Дождь».
Режиссёр Й. Ивенс.
1929.нидерла́ндская кинематогра́фия. В 1898 был снят первый документальный фильм-репортаж «Королевская семья» (режиссёр Андерсен), в 1902 — игровой короткометражный фильм «Приключения санкюлота» (режиссёры братья А. и В. Мулленс). В 1910 в Харлеме была создана первая киностудия (работала до 1919), которая выпускала документальные и короткометражные художественные фильмы. В 1920-х гг. из-за сильной конкуренции зарубежных фильмов кинопроизводство почти прекратилось. В 1927 в Амстердаме группой молодых кинематографистов во главе с Й. Ивенсом было создано объединение «Фильм-лига», стремившееся обновить язык кино и придать кинематографу социальную направленность. «Фильм-лига» занималась и пропагандой прогрессивных произведений мирового киноискусства, в частности фильмов В. И. Пудовкина и С. М. Эйзенштейна. Деятельность этой организации подготовила в 30-е гг. успех нидерландского документального кино. В 1934 в нидерландской кинематографии появляются фильмы: «Мёртвая вода» (режиссёр Г. Рюттен) о тяжёлом труде голландских рыбаков и «Зёйдер-Зе» (режиссёр Ивенс) — гимн созидательному труду. Среди других значительных произведений документального кино: «Мир кристаллов» (режиссёр Я. Мол) и «Остров Пасхи» (режиссёр Дж. Ферну) — оба 1934, «Старый город» (1935, режиссёр В. Тухинский), «Баллада о цилиндре» (1936, режиссёр М. де Хас). Для нидерландской школы документального кино характерны поиск новых средств выразительности, поэтическое отражение действительности в сочетании с острой публицистичностью, противопоставление коммерческому кинематографу. Художественные ленты 30-х гг. были намного ниже уровня документальных фильмов. В 1933 вышел первый звуковой художественный фильм «Отец родины» (режиссёр Г. Я. Тенисен). Картины ставили эмигранты из Германии режиссёр Л. Бергер («Пигмалион» по Б. Шоу, 1937, с участием известной актрисы театра Л. Бауместер), Ф. Цельник («Завтра будет лучше», 1938) и др. В годы немецко-фашистской оккупации страны (1940—45) кинопроизводство практически прекратилось. После 2-й мировой войны было создано несколько документальных фильмов, возродивших традиции нидерландской документальной школы: «Последний выстрел» (1945, режиссёр Ферну) и «На дороге вместе» (1946, режиссёр О. ван Нейенхоф) о национальном Движении Сопротивления. В 1950—60-х гг. международную известность нидерландской кинематографии принесли документальные и научно-популярные фильмы режиссёров: Мола — «От Левенгука до электронного микроскопа» (1951); де Хаса — «Маскарад» (1952), «Амстердам — город на воде» (1957); X. Ван дер Хорста — «Мы бросаем сети» (1952), «Пан» (1962); Б. Ханстры — «Рембрандт, мастер портрета» (1956), «Стекло» (1958). Среди художественных фильмов: «Фанфары» (режиссёр Ханстра) о жизни голландской деревни и «Дженни» (режиссёр В. ван Хемерт) о трагической судьбе девушки в буржуазном обществе — оба 1958, «Коллеги, прекратите шум» (1960, режиссёр Ф. Радемакерс) — комедия из жизни мелких буржуа. Фильм «Нападение» (1963, режиссёр П. Рота) рассказывал о борьбе голландцев против фашистских оккупантов. С 1965 государство оказывает нидерландской кинематографии финансовую помощь. В середине 60-х гг. в кино пришло новое поколение кинематографистов, в фильмах которых находили отражение актуальные проблемы голландской действительности: «Бесславное возвращение Йозефа Катуса в страну Рембрандта» (1966, режиссёр В. Верстаппен), «Паранойя» (режиссёр А. Дитворст) и «Вырождение Свипов» (режиссёр Э. Терпстра) — оба 1967. В 70-х гг. появились фильмы, критикующие лицемерие буржуазного общества: «Анджела» (режиссёр Н. ван дер Хейде) и «Франк и Ева» (режиссёр П. де ла Парра) — оба 1973. Некоторые из этих фильмов отличались натурализмом («Блю муви», 1971, режиссёр Верстаппен; «Рахат-лукум», 1973, режиссёр П. Верхувен). Излюбленными героями становились психически больные люди, проститутки: «Рыжая Син» (1974, режиссёр Ф. Вейс), «Дитя солнца» (1975, режиссёр Р. ван Ни). В фильмах режиссёра Й. Стеллинга («Марикен из Неймегена», 1974, «Элкерлик», 1975) в жанре моралите на экранах воссоздавалось средневековье. Экспериментами в области цвета и техники были фильмы режиссёра Ф. Звартьеса («Это я», 1977, «Пентименто», 1979, и др.). Гротеск как основной приём введён в сатирические фильмы «Доктор Пулдер сеет мак» (режиссёр Ханстра) и «На переезде» (режиссёр Э. ван Зейлен) — оба 1975. Значительным достижением нидерландской кинематографии стал фильм «Макс Хавелаар» (по Мультатули, 1976, режиссёр Радемакерс), разоблачающий колонизаторскую политику Нидерландов в Индонезии в XIX в., а также антифашистские фильмы «Солдат королевы» (1977, режиссёр Верхувен), «Пастораль 1943 года» (по С. Вестдейку, 1978, режиссёр Верстаппен). Мастера документальной кинематографии создали интересные фильмы: Ханстра — «12 миллионов» (1964), «Голос воды» (1967); Ферну — «Под небом Голландии» (1967). Проблемы развивающихся стран нашли отражение в документальных фильмах «Сообщение из Биафры» (1969, режиссёры Л. ван Гастерен, И. ван дер Кёкен, Р. Кербос), «Революция в Африке» (1972, режиссёры Кербос, Кёкен), «Пограничный перекрёсток» (1974, режиссёр Ф. Бромет). К теме преступлений фашизма возвращает фильм «Тень сомнения» (1975, режиссёр Р. Ортел). В нидерландской кинематографии работают: актёры В. ван Аммелрой, М. ван де Вен, В. Андерсен, Т. Ленсинк, П. Фабер, Э. Хойтинг, И. Блуминг и др.; операторы Э. ван дер Энден, Ф. Бромет, Я. де Бонт, А. ван Мюнстер, Ф. Таммес и др. Имеются студии в Гааге, Утрехте и Амстердаме. Создана Ассоциация научного кино (1951). Кадры кинематографистов готовят Киноинститут в Амстердаме (организован 1948) и Академия кино (с 1958, с 4-летним курсом обучения). Работает Музей кино. В начале 80-х гг. наметился подъём нидерландской кинематографии. Если в 1981 было выпущено 12 фильмов, то в 1982 — около 20, что составило почти 20% общего проката фильмов в стране. В Роттердаме и Утрехте проводятся международные кинофестивали. Издаётся журнал по вопросам кино «Skoop» (с 1965).
также: Указатель фильмов по странам. Нидерланды
Литература:
Jordaan L. J., 50 jaar bioscoopfauteuil. Amst., 1958;
Dutch film, Hague, 1974 (1975).Г. С. Паповян.
«Нападение».
Режиссёр П. Рота.
1963.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.