- Норвежская кинематография
«Йест Бордсен».
Режиссёр Т. Ибсен.
1939.норве́жская кинематогра́фия. Первые кинокадры были показаны в Норвегии в 1898. Первый кинотеатр открылся в 1904 в Кристиании. Демонстрировались главным образом зарубежные фильмы и незначительная часть документальных норвежских. В 1908 был снят короткометражный игровой фильм «Опасности рыбацкой жизни». В годы 1-й мировой войны ставились фильмы развлекательного характера, далёкие от норвежской действительности. Одним из их создателей был П. Люкке-Сеест. В 1919 была образована компания «Муниципальный киноцентр», занимавшаяся выпуском и прокатом фильмов (частные кинотеатры стали переходить в ведение муниципалитетов, и эта особенность сохранилась в современной Норвегии). Ею был выпущен первый фильм, основанный на произведениях национальной литературы, — «Анна-подкидыш» (1920, режиссёр Р. Брейстейн). В 20-е гг. кинопроизводство было незначительным, но лучшие фильмы продолжали национальную традицию («Свадебный поезд в Хардангере», 1926, режиссёр Брейстейн; «Горная сказка», 1927, режиссёр Л. Синдинг; «Лось-великан», 1927, режиссёр В. Фюрст). В 1931 был поставлен первый звуковой фильм «Большие крестины» (по пьесе О. Бротена, режиссёр Т. Ибсен). За ним последовали другие экранизации произведений Бротена: «Хорошие люди» (1937, режиссёр Синдинг), «Ребёнок» (1938, режиссёр Брейстейн), «Славная Марен» (1940, режиссёр К. Хергель). Развитие норвежской кинематографии 30-х гг. связано с именем Ибсена, а также Синдинга и Брейстейна. В 1934 по инициативе муниципалитетов организована компания «Норск фильм», где Ибсен снял фильмы «Двое живых и один умерший» и «Бродяга» (1937), «Йест Бордсен» (1939), «Террес Снерте-вольд» (1940). Особое место в развитии норвежской кинематографии заняли фильмы режиссёра У. Дальгора, который был тесно связан с норвежским рабочим движением. Поставленные им фильмы «Светает на Севере» (1939), «Грохот над долиной» (1940) и др. способствовали активизации прогрессивных общественных сил. Дальгор приезжал в Москву, изучал опыт ведущих мастеров советского театра и кино.
В годы немецко-фашистской оккупации (1940—1945) был организован Государственный директорат кино, который безуспешно пытался заставить норвежских деятелей кино пропагандировать нацистскую идеологию. Все усилия директората свелись к выпуску легковесных комедий.
В первые послевоенные годы в норвежской кинематографии значительное место заняли война и Движение Сопротивления: «Беглецы в Англию», 1946, режиссёр Т. Саннё, «Битва за тяжёлую воду», 1948, режиссёр Т. Вибе-Мюллер, Ж. Древиль. Часто использовалась полудокументальная форма. В 50-е гг. антифашистские фильмы выпустили режиссёры К. Бергстрём («Кровавая дорога», 1955, с Р. Новаковичем, СФРЮ), Н. Р. Мюллер («Контакт», 1956), С. Мортман-Му («В такую ночь», 1958). Особый интерес среди картин военной тематики представляют работы А. Скоуэна «Вынужденная посадка» (1952), «Девять жизней» (1957), «Окружение» (1960), «Холодные следы» (1963). В 1950 режиссёр Вибе-Мюллер снял первый фильм для детей — «Марианна в больнице». Режиссёр Скоуэн сделал несколько фильмов об умственно отсталых детях: «Караулы» (1965), «Поездка к морю» (1966). Получило развитие документальное кино, представленное лентами Т. Хейердала («Кон-Тики», 1950) и П. Хёста («Лапландец Якки», 1957). В конце 40-х гг. режиссёр И. Каприно начал свою экспериментальную работу с кукольными фильмами, став одним из лучших мультипликаторов Скандинавии.
В 1950 основан Государственный центр кино для производства и проката короткометражных фильмов (в помощь культурно-просветительной и воспитательной работе, для показа кинопередвижками фильмов в отдалённых районах страны), в 1955 — Норвежский институт кино и Государственный музей фильмов. Государство стало главным акционером компании «Норск фильм».
В начале 60-х гг., с развитием телевидения, посещаемость кинотеатров резко снизилась. Но это не сказалось на производстве художественных фильмов. Выпускались развлекательные ленты не особо высокого качества. «Норск фильм» была значительно укреплена технически и организационно. Возросли государственные дотации на производство фильмов. Возникли новые компании («Тимфильм» и др.). Кроме развлекательных картин, таких, как «Операция по распусканию листвы» (1963, режиссёр К. Андерсен), ставились и фильмы, продолжившие традиции военной тематики: «Великая игра» (1967, режиссёр К. Бовим), «Выжженная земля» (1969, режиссёр Андерсен) и «Под каменным небом» (1975, режиссёры Андерсен, И. Ф. Масленников, Норвегия — СССР).
В начале 70-х гг. в норвежскую кинематографию пришли новые молодые режиссёры: П. Лёккеберг («Лив», 1967, «Выход», 1970), А. Брейен («Насилование», 1971, «Жёны», 1975, «Наследство», 1978, «Охота на ведьм», 1981), Л. Миккельсен («Мы», 1976, «Маленькая Ида», 1981), В. Лёккеберг («Откровение», 1977, «Девочка на побегушках», 1981). Три последних режиссёра — женщины, что примечательно для, норвежской кинематографии в 70-е гг. Молодых режиссёров объединяет интерес к проблемам современности, их картины носят полемический характер, критикуют современное буржуазное общество: это работы А. Берга («Закрытое отделение», 1972, «Война Бобби», 1974), П. Блума («Антон», 1973, «Дом матери», 1974), П. Банг-Хансена («Канарейка», 1973, «Кронпринц», 1979) и др. Среди комедийных фильмов: «Бёр Бёрсон-младший» (1974, режиссёр Я. Э. Дюринг), «Последний Флекснес» (1974, режиссёр Б. Херласон). Интерес представляют работы режиссёр С. Уднеса (умер в 1982), который поставил «Фру Ингер из Эстрота» (по Г. Ибсену, 1975) и «Мгновение» (1977). Много работают режиссёры С. Вам и П. Веннеред, которые совместно поставили фильмы «Лассе и Гейр» (1976), «Молчаливое большинство» (1977), «Чернее ночи» (1979), «Жизнь и смерть» (1980), «Юлия — Юлия» (1981), «Жить своей жизнью» (1982). Норвежская литература стала основой создания картин: «Кровь подёнщика» (1978, режиссёр Э. Сульбаккен), «Люси» (1979, режиссёр Я. Дюринг) и др. Появляются документально-публицистические фильмы «Кому принадлежит Тюсседаль», «Против закона» и «Браво! Браво!» (1978) и др. Дальнейшее развитие получило детское кино: фильмы «Путешествие на рождественскую звезду» (1976, режиссёр О. Солум), «Бабушка и восемь детей в городе» (1977) и «Бабушка и восемь детей в лесу» (1979) — оба режиссёра Э. Торстенсона, «Цеппелин» (1981, режиссёр Л. Гломм), «Карл Густав и ребята» (режиссёр Солум), «Ради Тура» (режиссёр К. Андерсен), «Златоуст» (режиссёр Блум) — все 1982. Успех имел кукольный фильм «Большой приз» (1975) режиссёр Каприно.
Среди актёров (главным образом из драматических театров) — И. Бардун, Б. Бёрсум, А.-М. Оттерсен, К. Медбе, А. Опсаль, С. Шарфенберг, С. Стурла Хугнес, К. Хусебё, Б. Скатеста.
В начале 80-х гг. работало около 10 компаний, выпускавших до 12 полнометражных фильмов в год. Специальные кинокомиссии создавали до 65 короткометражных фильмов. В стране работают: Союз муниципальных кинематографистов, Норвежский союз фильмов, Организация норвежских производителей кино и видеограмм, Организация норвежских кинокритиков, Союз норвежских киноклубов. Подготовка кадров для кино ведётся на базе университета в г. Тронхейм. Издаются журналы «Film og kino» (с 1932), «Filma-visa» (с 1977).
также: Указатель фильмов по странам. Норвегия
Литература:
Evensmo S., Det store tivoli, Oslo, 1967;
Norsk filmografi, 1908—1979, Oslo, 1980.
«Кровавая дорога».
Режиссёры К. Бергстрём и Р. Новакович
(с СФРЮ).
1955.
«Холодные следы».
Режиссёр А. Скоуэн.
1963.
«Лив».
Режиссёр П. Лёккеберг.
1967.
«Под каменным небом».
Режиссёры К. Андерсен и И. Масленников
(с СССР).
1975.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.