- ОДЗУ Ясудзиро
О́дзу Ясудзиро (12.12.190312.12.1963), японский режиссёр. В кино с 1923. Дебютировал фильмом в жанре «дзидайгэки» «Меч покаяния» (1927). Первые ленты Одзу испытали влияние американской комедии. Последующие фильмы, грустные и лирические, окрашенные мягким юмором, вводили зрителей в круг повседневной жизни мелкой буржуазии, показывали взаимоотношения родителей и детей. Лучшие фильм немого кино: «Университет-то я окончил...» (1929), «Токийский хор» (1931), «Родиться-то я родился...» (1932), «Повесть о плавучей траве» (1934), «Токийская гостиница» (1935). Режиссёрский стиль Одзу стал одной из основ традиционной школы японского кино: спокойная композиция, замедленность действия, отсутствие острых драм, коллизий, долгие общие планы (снятые фронтально низко расположенной камерой), чёткость и ясность кадров, отсутствие затемнений и наплывов. Первый звуковой фильм Одзу «Единственный сын» (1936). Среди фильмов военных лет «Брат и сестра Тода» (1941), «Был отец» (1942). После войны продолжал исследовать жизнь японской семьи: фильмы «Поздняя весна» (1949), «Время сбора урожая» (1951), «Вкус простой пищи» (1952), «Токийская повесть» (1953), «Ранняя весна» (1956), «Токийские сумерки» (1957), «Цветы Хиган» (1958, первый цветной фильм), «Вкус сайры» (1962). С 1955 генеральный секретарь Ассоциации кинорежиссёров Японии.
Другие фильмы:
«Сновидение молодых» и «Переселившиеся супруги» (1928), «Вступление в школу брака» (1930), «Весну приносит женщина» (1932), «Каприз» (1933), «Что забыла дама?» (1937), «Записки джентльмена из барака» (1947), «Сестры Мунаката» (1950).Литература:
Ивасаки А., История японского кино, пер. с япон., М., 1966;
Сато Тадао, Искусство Ясудзиро Одзу (Одзу Ясудзиро о гэйдзюцу), Токио, 1971.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.