- Опера
о́пера в кино. Первые попытки снять на плёнку произведения оперного искусства относятся к периоду немого кино. В России это были фильмы, использовавшие оперные либретто в качестве основы для сценариев: «Мазепа» (по поэме А. С. Пушкина и опере П. И. Чайковского, 1909, режиссёр В. М. Гончаров), «Пиковая дама» (по повести Пушкина и опере Чайковского, режиссёр П. И. Чардынин) и «Русалка» (по поэме Пушкина и опере А. С. Даргомыжского, режиссёр Гончаров) оба 1910, «Демон» (по поэме М. Ю. Лермонтова и опере А. Г. Рубинштейна, режиссёр и оператор Д. Витротти) и «Евгений Онегин» (по роману Пушкина и опере Чайковского, режиссёр Гончаров) оба 1911, «Майская ночь» (по повести Н. В. Гоголя и опере Н. А. Римского-Корсакова, 1914), «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Л. А. Мея «Псковитянка» и одноимённой опере Римского-Корсакова, 1915, с Ф. И. Шаляпиным). В Италии небольшие немые ленты сопровождались музыкой, записанной на грампластинки и более или менее удачно синхронизированной с характером мизансцен и артикуляцией актёров на экране: пролог к опере «Паяцы» Р. Леонкавалло и «Манон Леско» по опере Дж. Пуччини (1909), «Лючия ди Ламмермур» по опере Г. Доницетти (1910) и др. Один из пионеров немецкого кино О. Местер снял в 1916 фильм «Лоэнгрин», демонстрация которого сопровождалась исполнением оперы Р. Вагнера солистами, хором и оркестром.
С появлением звука в кино фильмы-оперы стали сниматься главным образом в странах, имеющих богатое оперное наследие и исполнительские традиции: в Италии «Валли» А. Каталани, «Служанка-госпожа» Дж. Перголези (1932, режиссёр Дж. Маннини); в Германии «Проданная невеста» Б. Сметаны (1932, режиссёр М. Офюльс); в Австрии «Мими» («Богема» Пуччини, режиссёр П. Л. Штайн). В конце 30-х начале 40-х гг. итальянский режиссёр К. Галлоне снимал музыкальные фильмы, сюжеты которых разворачивались вокруг создания и премьеры какой-либо из популярных опер (отражалось в названии фильма), что давало возможность включать многие музыкальные эпизоды: «Casta Diva» (1935), «Альфред, ты любишь меня!» (1940), «Прощай, Мими!» (1947) и др. Кроме этого, Галлоне экранизировал и целые оперы с участием Т. Гобби, М. Чеботари, Я. Кепуры: «Риголетто» (1947) и «Трубадур» (1949) Дж. Верди, «Мадам Баттерфляй» (1955) Пуччини и др. Некоторые фильмы-оперы ставились на основе уже имевшихся записей, запечатлевших искусство выдающихся современных вокалистов, например фильм «Аида» (1953, режиссёра К. Фракасси), в котором главную партию, записанную Р. Тебальди, на экране исполнила молодая С. Лорен.
Широкое распространение фильмы-оперы приобрели в СССР, где были отсняты как целые спектакли по произведениям русской оперной классики, так и популярные в начале 50-х гг. фильмы-концерты с участием мастеров советской оперной сцены: «Большой концерт» (1951, режиссёр В. П. Строева, в фильм вошли сцены из опер «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Иван Сусанин» М. И. Глинки и др. в исполнении В. В. Барсовой, К. Г. Держинской, М. Д. Михайлова, И. С. Козловского, А. С. Пирогова, М. О. Рейзена и др.), «Армянский киноконцерт» (1954, режиссёр Г. Саркисов и Л. Исаакян, в фильм вошли сцены из опер армянских композиторов в исполнении Т. Т. Сазандарян, Г. М. Гаспарян, А. Г. Петросяна, П. Г. Лисициана и др.). Ещё в конце 30-х гг. режиссёр И. П. Кавалеридзе экранизировал произведения классиков украинской оперы: Н. В. Лысенко «Наталка Полтавка» (1936, с И. С. Паторжинским и М. И. Литвиненко-Вольгемут), С. С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем» (1938). В 1953 на Киевской киностудии была осуществлена и другая экранизация этой оперы (режиссёр В. Лапокныш, с Паторжинским, Литвиненко-Вольгемут и Е. И. Чавдар), а в 1964 поставлена опера М. И. Вериковского «Наймичка» (по Т. Г. Шевченко). Над созданием фильмов-опер работали режиссёры: С. Сиделев «Алеко» С. В. Рахманинова (1954, художественный руководитель постановки Г. Л. Рошаль, с А. П. Огнивцевым и Рейзеном); Строева «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1955, с Пироговым, Н. С. Ханаевым, Г. М. Нэлеппом, Михайловым, Козловским, А. Ф. Кривченей, дирижёр В. В. Небольсин), «Хованщина» Мусоргского (1959, с Кривченей, В. Н. Петровым, Е. Г. Кибкало, Рейзеном, дирижёр Е. Ф. Светланов); Р. И. Тихомиров «Евгений Онегин» (1959) и «Пиковая дама» (1960) обе Чайковского, «Князь Игорь» Бородина (1971); В. М. Гориккер «Моцарт и Сальери» (1962) и «Царская невеста» (1965) обе Римского-Корсакова, «Иоланта» Чайковского (1963), «Каменный гость» Даргомыжского (1967), «Севиль» Ф. Амирова (1970). Одни фильмы-оперы были сняты на основе спектаклей из репертуара Большого театра («Борис Годунов», «Хованщина»), в других главные партии исполнялись драматическими актёрами, работавшими с предварительно сделанной фонограммой. Этот метод давал возможность достичь большей экранной выразительности образа и помогал преодолеть известную статичность оперы как зрелища. Вместе с тем кинематографистам не всегда удавалось добиться единства столь различных по своей природе искусств и сочетать требования безусловности кинематографической фактуры с требованиями оперного жанра. Некоторые зарубежные фильмы-оперы являются лишь киновариантами известных театральных постановок с участием выдающихся мастеров современного музыкального театра, что и делает их ценными прежде всего в историческом отношении: «Кавалер роз» Р. Штрауса (1960, с Э. Шварцкопф, С. Юринац, А. Ротенбергер и Э. Кунцем, режиссёр П. Циннер, спектакль Зальцбургского фестиваля), «Богема» Пуччини (1966, с М. Френи и Дж. Раймонди, дирижёр Г. Караян, режиссёр Ф. Дзеффирелли, спектакль театра «Ла Скала»), «Кармен» Ж. Бизе (1967, с Г. Бамбри и Д. Викерсом, режиссёр и дирижёр Караян, Швейцария), «Синяя Борода» Ж. Оффенбаха (1969, с Г. Нокером и А. Шлемм, по спектаклю берлинской «Комише опер», режиссёр В. Фельзенштейн) и др. Ценным вкладом в развитие и совершенствование жанра, превращение фильма-оперы в «кино-оперу», т. е. в подлинное произведение киноискусства, явились фильмы, созданные в конце 70-х начале 80-х гг.: «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (режиссёр И. Бергман, дирижёр Э. Эриксон, телефильм, Швеция) и «Моисей и Аарон» А. Шёнберга (режиссёр Ж. М. Штрауб, ФРГ) оба 1975, «Дон Жуан» Моцарта (1979, режиссёр Дж. Лоузи, с участием Дж. Раймонди, К. Те Канава, Т. Бергансы, дирижёр Ж. Претр, Франция Италия ФРГ), «Парсифаль» Вагнера (1982, режиссер X. Ю. Зиберберг, ФРГ), «Травиата» Верди (1982, режиссёр Дзеффирелли, с участием Т. Стратас и П. Доминго, Италия), «Кармен» (1983, режиссёр Ф. Рози, с участием Дж. Мигенес-Джонсон и П. Доминго).
С конца 60-х гг. жанр фильма-оперы стал постепенно вытесняться телевидением, выполняющим функцию массового тиражирования и популяризации опер в таких гигантских масштабах, которых раньше этот вид искусства не знал. На французском телевидении были сняты фильмы-оперы «Норма» В. Беллини (1974, режиссёр П. Журдан, с участием М. Кабалье и Д. Викерса) и «Дидона и Эней» Г. Пёрселла (1976, режиссёр Д. Делуш); в Великобритании «Макбет» Верди (1975, режиссёр Д. Хитер); в ФРГ «Воццек» А. Берга 1975, режиссёр Й. Хесс), «Саломея» Штрауса (1976) и многие др. Творческим объединением «Экран» и телестудиями союзных республик сняты: «Моя Кармен» (по опере Бизе, участием Е. В. Образцовой и В. А. Атлантова), «Чио-Чио-Сан» (1980) и «Флория Тоска» (1981) Пуччини (с участием М. Л. Биешу) обе режиссёра Тихомирова, и др.
Литература:
Шебалин В., О киноопере, «ИК», 1953, № 3;
Ярустовский Б., Возможности кинооперы, там же, 1959, № 7;
Weiss Т., The first Opera-film, «Close Up», 1932, № 4;
Galllone C., Il valore della musica nel film e 1evoluzione dello spettacolo lirico, в сборнике: Musica e film, Roma, 1959;
Manvell R., Huntley Y., Tecnica della musica nel film, Roma, 1959.В. М. Паппе.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.