- ПАНФИЛОВ Глеб Анатольевич
Панфи́лов Глеб Анатольевич (р. 21.5.1934), советский режиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР (1984). Член КПСС с 1961. По окончании Уральского политехнического института работал на заводе, на свердловском телевидении: телефильмы «Вставай в наш строй» (документальный), «Дело Курта Клаузевица». В 196063 учился на операторском факультете ВГИКа. В 1966 окончил Высшие режиссёрские курсы. Работал на киностудии «Ленфильм», с 1976 на «Мосфильме». Уже в первом художественном фильме «В огне брода нет» (1968, сценаристы Панфилов и Е. И. Габрилович), посвященном Гражданской войне, Панфилов продолжил традиции историко-революционного жанра, на новом уровне раскрыв нравственные проблемы личности художника, приобщающегося к революции. Фильм «Начало» (1970) утвердил за режиссёром репутацию одного из наиболее интересных мастеров советского киноискусства. Образный строй картин Панфилова сложен и во многом парадоксален. Щедрость фантазии сочетается в них со стремлением полно и объективно исследовать мир героя через поставленную проблему. Внимание режиссёра привлекает судьба яркой, незаурядной личности, причём своих творчески одержимых героев (например, Таня Тёткина или Паша) он чаще всего находит в обыденной жизни. Картину взлёта или падения героев Панфилов разворачивает в широком социальном контексте, на фоне философских и нравственных проблем, сталкивая историю и современность. Несовпадение духовного потенциала героя и его повседневного существования, внешних форм жизненного явления и его глубинной сущности является материалом для наблюдений и размышлений и в фильме «Прошу слова» (1976, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари). Художественная палитра фильмов Панфилова отличается богатством и контрастностью жанровых красок и стилевых начал. Режиссёр использует резкие сломы повествования, внезапные переходы от смешного к серьёзному, от едкой иронии к открыто трагическому пафосу, от тонкого психологического рисунка к гротеску и откровенной эксцентриаде. Особое место Панфилов отводит работе с актёром и актёрскому ансамблю в целом, именно в его фильмах раскрылось дарование И. М. Чуриковой. В 1981 поставлен фильм «Валентина» (по пьесе А. В. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»), в 1983 фильм «Васса» (по пьесе М. Горького «Васса Железнова», главная премия международного кинофестиваля в Москве) масштабное кинопроизведение, отличающееся тонким проникновением в дух эпохи, точностью изобразительных решений.
Сочинения:
В огне брода нет. Начало, М., 1972;
Прошу слова, М., 1976;
Жизнь Жанны дАрк (с Е. Габриловичем), в альманахе: Киносценарии, М., 1976;
Единые разные судьбы, «Лит. обозрение», 1982, № 7.Литература:
Туровская М., Сила веры, «ИК», 1971, № 1;
Фомин В. И., Пересечение параллельных, М., 1976;
Тюрин Ю., Выбор героя. О фильмах Панфилова, «Звезда», 1976, № 3;
Липков А., Елизавета Уварова сегодня и завтра, «ИК», 1977, № 2;
Михалкович В., Подлинность и вымысел, в альманахе: Кинопанорама, в. 3, М., 1981.В. И. Фомин.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.