- Перуанская кинематография
«В сельве нет звёзд».
Режиссёр А. Роблес Годой.
1967.перуа́нская кинематогра́фия. В 1897 в Лиме были впервые показаны «движущиеся тени» на экране системы «Витаскоп». Испанец М. Абадия в 1900 показал ленты братьев Люмьер. В 1914 в Лиме был построен кинотеатр «Эксельсиор». В 1927 на экраны вышел перуанский немой художественный фильм «Луис Пардо», снятый Э. Корнехо Вильянуэва; в фильме принимала участие известная актриса Т. Арсе. В 1934 режиссёр А. Сантана поставил звуковой фильм «Бурун». В Лиме работали две маленькие студии. Фирма «Каса аманта фильм» выпустила ленты «Кровь сельвы» (1937, режиссёр Р. Вильяран), «Мы люди из плоти» (1938, режиссёр С. Салас) и др.
Во время 2-й мировой войны перуанская кинематография выпускала около 6 фильмов ежегодно. Кинотеатры страны показывали в основном американские ленты. В 1945 фирма «Синематографика эральдо» начала производство документальных и художественных картин. В 1946 была основана компания «Уаскаран». В конце 40-х гг. перуанская кинематография оказалась в состоянии глубокого кризиса. Производство фильмов сократилось до 1—2 в год. В начале 50-х гг. картины создавались фирмой «Индустрия андина дель сине». В 50-х гг. в документальном кино возникло движение, которое Ж. Садуль назвал «школой Куско»: группа молодых кинематографистов снимала фильм в древней столице инков Куско, в которых показывала жизнь и обычаи индейцев. Главный представитель этой «школы» — М. Чамби. Среди его лучших фольклорных фильмов — «Снежный праздник» (1959), «Городские кварталы» (1967), «Рыбаки» (1968). К представителям «школы» относятся также режиссёры С. Вильянуэва, Э. Нисияма и X. Уако. Они с оператором Л. Фигероа создавали и совершенствовали произведения этой «школы». В 1976 Фигероа поставил фильм «Голодные собаки», по теме и стилистике близкий «школе» (о жизни крестьян; роли исполняли и сельские жители).
В 1965 писатель и театральный режиссёр А. Роблес Годой снял с В. Радовичем документальную полнометражную картину «Ты заработаешь на хлеб». Благодаря фильмам Роблеса Годоя («В сельве нет звёзд», 1967, и др.) перуанская кинематография стала известна за рубежом. В 1969 Роблес Годой поставил картину «Зелёная стена» о жизни перуанской семьи в сельве. В картине «Мираж» (1974) он рассказал о бедной рабочей семье. Его ученица Н. де Искуе в фильме «Я — человек» (1973) показала борьбу крестьян-кечуа за землю и справедливость. В фильме режиссёра Б. Ариаса «Сила земли» (1975) говорится о кровавых столкновениях жителей горной деревни и землевладельцев накануне сельскохозяйственной реформы 1969. В 1972 был издан закон, поощряющий национальное кинопроизводство; в 1973 создана Комиссия по развитию кинематографии, которая принимала участие в постановке многих фильмов. Некоторые постановки финансируются общественными организациями рабочих. В 1975 была создана государственная организация «Сине Перу», занявшаяся вопросами производства, импорта и проката фильмов. В 1977 вышел фильм «Смерть на рассвете» (режиссёр Ф. Ломбарди), который имел социальную направленность, в частности рассказывал о демографическом «взрыве», повлёкшем за собой переселение обедневших крестьян в города. Эту серьёзную проблему рассматривали фильмы, посвящённые городской тематике («Предупреди товарищей», 1980, режиссёр Ф. Дегрегори, и др.), и фильмы о жизни крестьян («Я — человек», 1973, режиссёр де Искуе, и «Там, где рождаются кондоры», 1977, режиссёр Ф. Гарсия).
Политической направленностью отмечены фильмы «Лаулико» (1979) и «Это произошло в Уайанае» (1981) — оба режиссёр Гарсия. Выпускаются и коммерческие фильмы: «Аморальные истории» (1978, режиссёры Ломбарди, А. Тамайо, X. К. Уайуака, X. Л. Флорес Герра), «Смерть магната» (1980, режиссёр Ломбарди). Для перуанских фильмов характерны замедленный ритм, простота сюжета. Исключение составляют фильмы Роблеса Годоя, успешно использующего средства современного киноискусства. Основная тема перуанского кино — отображение жизни коренного населения — индейцев, воспевание их обычаев, рассказ о трудностях крестьянской жизни.
Среди ведущих актёров: У. Альварес, П. Гала, X. Монторо, М. Фигероа, Т. Лоса, Ф. Альварес, Д. Роблес; режиссёров — Роблес Годой, Гарсия, Фигероа, Ломбарди. В Лиме имеется киношкола.
В Перу снимается 3—5 полнометражных художественных и 50—60 короткометражных фильмов в год. Еженедельно выходит киножурнал «Перуанские новости», ежемесячно — киносборник «Успехи Перу». В Лиме работают две студии — «Уаскаран» и «Амару» (принадлежат Роблесу Годою). Издаются журналы «Hablemos» и «La semana cinematografica».
также: Указатель фильмов по странам. Перу
В. Н. Кислов.
«Сила земли».
Режиссёр Б. Ариас.
1975.
«Голодные собаки».
Режиссёр Л. Фигероа.
1976.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.