- ПЕТРОВ Владимир Михайлович
Петро́в Владимир Михайлович (22.7.18967.1.1966), советский режиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1950). Учился в Петроградском университете и одновременно в Театральном училище при Александрийском театре. Творческую деятельность начал в 1917 как драматический актёр. В 1918 работал в Великобритании у режиссёра Г. Крэга. В 1924 учился на кинокурсах режиссёра В. К. Висковского. В кино с 1925 (помощник режиссёра). Первая режиссёрская работа Петрова фильм «Золотой мёд» (1928, с Н. Я. Берсеневым), открывшая серию его картин для детей и юношества: «Джой и Дружок» (1928, с М. Хухунашвили), «Адрес Ленина» (1929), «Фриц Бауэр» (1930). Фильм «Гроза» (по А. Н. Островскому, 1934) выдвинул Петрова в первые ряды советский режиссёров. Фильм отличался глубоким прочтением пьесы, мастерской работой режиссёра с ансамблем крупных театральных актёров (А. К. Тарасова, В. О. Массалитинова, М. М. Тарханов, М. И. Царёв, М. И. Жаров и др.), тонким изобразительным решением, воссоздающим трагическую атмосферу «тёмного царства». В монументальном историческом фильме «Пётр I» (193739, Государственная премия СССР, 1941, высшая премия Международной выставки в Париже, 1937) создана галерея исторических портретов, раскрыто многообразие человеческих характеров; исполнение Н. К. Симоновым роли Петра I стало одним из крупнейших актёрских достижений в советском кино 30-х гг. Масштабно и выразительно были сняты знаменитые сражения Петровской эпохи. Вместе с тем фильм эти не были лишены элементов исторической модернизации. В 1944 Петров поставил фильм «Кутузов» (Государственная премия СССР, 1946, в главной роли А. Д. Дикий), в котором события Отечественной войны 1812 были созвучны патриотическому настроению советского народа, борющегося с фашизмом. В 1949 поставил фильм «Сталинградская битва» (главная премия международного кинофестиваля в Марианске-Лазне; Государственная премия СССР, 1950).
Петров уделял большое внимание актёрскому ансамблю, во всех его фильмах снимались крупные театральные актёры. Значительное место в творчестве Петрова занимали экранизации русской классической литературы: «Без вины виноватые» (по Островскому, 1945, Государственная премия СССР и премия международного кинофестиваля в Венеции, 1946), «Ревизор» (по Н. В. Гоголю, 1952), «Поединок» (по А. И. Куприну, 1957) и «Накануне» (по И. С. Тургеневу, 1959). Был автором сценариев большинства своих картин.
Другие фильмы:
«Неуловимый Ян» (с И. М. Анненским, 1943), «Юбилей» (1944), «Спортивная честь» (1951), «300 лет тому...» (1956), «Русский лес» (по Л. М. Леонову, 1964).Сочинения:
Экранизация классических пьес, в сборнике: Вопросы кинодраматургии, в. 1, М., 1954.Литература:
Бродянский Б. Л., В. Петров, М., 1939;
Жаров М., Работа с В. М. Петровым, «ИК», 1972, № 2.М. Е. Зак.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.