- КАССАВЕТЕС Джон
- • КАССАВЕ`ТЕС (Cassavetes) Джон(р. 9.12.1929)амер. актёр, режиссёр. Учился в нью-йоркской Академии драм, иск-ва. Был актёром в нью-йоркских т-рах и на ТВ, где специализировался в ролях "жёстких" детективов или гангстеров в криминальных драмах. В кино с 1951 (ф. "14 часов"). Во 2-й пол. 50-х гг. снимался в остросюжетных лентах и социальных драмах "Ночь приносит ужас", "Преступление на улицах", "На окраине города" ("Человек ростом в 10 футов") и др. В 1957 организовал (с реж. Б. Лейном) в Нью-Йорке школу-студию, где разрабатывал методику актёрской импровизации на заданную тему. Один из сюжетов, разыгранных в студии, дал К. основу для создания на полулюбительских началах антирасистского ф. "Тени" (1960, пр. Мкф в Венеции). Ф. оказал сильное влияние на развитие независимого кинопро-из-ва вне системы Голливуда. Вместе с тем демонстрация картины в коммерч. прокате, её успех позволили К. поставить свои след. ф. в Голливуде - "Запоздалый блюз" (1962), "Ребёнок ждёт" (1963), к-рые не имели прежнего резонанса. Актёрские удачи в ф. 60-х гг. "Убийцы", "Грязная дюжина", "Ребёнок Розмари", а также в телевиз. сериале "Джонни Стаккато" дали возможность ему вернуться к режиссуре. Ф. "Лица" (1968), "Мужья" (1969), "Минни и Московии" (1971), "Женщина под воздействием" (1974, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1975), "Премьера" (1977), "Глория" (1980, гл. пр. Мкф в Венеции), отмеченные своеобразием творч. решения и пристальным вниманием к психологич. проблемам разобщённости между людьми, получали высокую оценку критики, но значит. зрит. успехом не пользовались. К. продолжает выступать в качестве актёра как в собств. постановках ("Мужья", "Убийство китайского букмекера", 1976), так и в работах др. режиссёров ("Пулемёт Мак-Кэн", 1970, "Капоне", 1975, "Двухминутное предупреждение", 1976, и др.). В 1983 пост. ф. "Потоки любви" (гл. пр. Мкф в Зап. Берлине, 1984).
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.