Пресса кинематографическая

Пресса кинематографическая

пре́сса кинематографи́ческая (дореволюционная русская, советская).
Русская пресса — появление русских периодических изданий по вопросам кино связано с возникновением и развитием отечественного кинопроизводства. Первый специализированный русский журнал «Сине-Фоно» начал издаваться в октябре 1907 в Москве и выходил до мая 1918. В 1908 выпускался специализированный журнал «Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге» (вышло 9 номеров). В 1909—1910 издавались два журнала: «Вестник живой фотографии» — в СПБ и «Кинемо» — в Москве. С 14-го номера журнала «Кинемо» издавал Р. Д. Перский, в 1910 он же издавал «Кинежурнал», который выходил по декабрь 1917. С 1910 периодическая печать получает значительное развитие не только в Москве и Петербурге, но и в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Риге, Харькове и др. В 1910—17 издавалось около 30 журналов, в том числе: «Кинемаколор» (СПБ, 1910—1911), «Кинематографический театр» (СПБ, 1910—1912), «Синема-Пате» (М., 1910—14), «Вестник кинематографии» (М., 1911—17), журналы фирмы А. А. Ханжонкова, «Экран и сцена» (Ростов-на-Дону, 1910), «Наша неделя» (М., 1911—17), «Живой экран» (Ростов-на-Дону, 1912—16), «Кинема-омниум» (СПБ, 1913—1914), «Кино-курьер» (СПБ, 1913—14), «Кино-театр и жизнь» (М., 1913), «Кинема» (Ростов-на-Дону, 1913—16; в 1913—14 назывался «Синема»), «Новости экрана» (М., 1913—1914), «Вестник “Эклер”» (М., 1914), «Кинематограф» (Ростов-на-Дону, 1914—15), «Южанин» (Харьков, 1915), «Кино» (Рига, 1915), «Проэктор» (М., 1915—18), «Кинематограф» (П., 1915—16), «Пегас» (М., 1915—17), «Экран России» (М., 1916).

В 1913 начал издаваться первый русский журнал, посвящённый вопросам научно-популярного и учебного кинематографа, — «Разумный кинематограф и наглядные пособия» (Екатеринбург, 1913—1914).

Большинство журналов издавалось непосредственно кинофирмами: «Кино-журнал» Р. Перского, «Синема-Пате» (Московское отделение общества «Братья Пате»), «Наша неделя» (Московское отделение общества «Гомон»), «Проэктор» (Товарищество И. Ермольева), «Вестник “Эклер”» (Московское отделение общества «Эклер»), «Кинематографический театр» («Продафильм»), «Вестник кинематографии», «Пегас» и «Кинема» (кинофирма Ханжонкова и др.). В журналах «Сине-Фоно», «Проэктор», «Вестник кинематографии» и «Кинематограф» наряду с рекламными и информационными материалами печатались статьи, являвшиеся первыми опытами разработки отдельных теоретических проблем киноискусства.

Пресса после 1917.
После Октябрьской революции продолжали выходить дореволюционные издания буржуазной ориентации: «Киногазета», издававшаяся Б. В. Дашкевичем-Чайковским (М., 1918); в марте 1918 он выпустил один номер журнала «Иллюстрированная кинонеделя» в Москве. Недолговечны были и другие журналы тех же лет: «Кинотруд», «Мир экрана», «Немое искусство», «Мировая киножизнь» — все 1918, «Кинотеатр» (1918—19), издаваемые в Москве, а также «Фото-кинематографический вестник», издававшийся в Петрограде в 1919. В 1922 были основаны новые издания, но и они оказались недолговечными. Дашкевич-Чайковский издавал журнал «Киножизнь» (М., 1922—23). В Москве в октябре 1922 — декабре 1923 выходил журнал «Кино». Появилось ещё несколько изданий, но из них выходил продолжительное время только журнал «Пролет-кино» (М., 1923—25, с 1925 называется «Советское кино»). В 1924—25 в Ленинграде и Москве издавался журнал «Кино-неделя».

В Москве как приложение к газете «Кино» в январе 1925 выходил журнал «Экран кино-газеты», с 24 марта вместо него начал издаваться журнал «Советский экран». В 1928—32 выходила «Кiно-газета» (вначале в Киеве, затем — с марта 1931 по январь 1932 — в Харькове). В Москве с ноября 1929 по декабрь 1930 вместо журнала «Советский экран» издавался журнал «Кино и жизнь», в 1931—1932 стал называться «Пролетарское кино», позднее (1933—35) — «Советское кино», с января 1936 — «Искусство кино» (с перерывом июль 1941 — октябрь 1945). С 1932 стал выходить журнал «Кино-фото-промышленность», в 1935—36 он назывался «Советская кинофотопромышленность», в 1937—1940 — «Кино-фото-химпромышленность», в 1941 — «Кинофототехника». В Киеве в 1935—1938 выходил ежемесячный журнал «Радянське кiно», в Ленинграде в 1938—39 — «Календарь Ленинградского общества учебной и научной кинематографии», в 1939—41 в Москве выпускался журнал «Советский киноэкран».

В послевоенные годы в Москве стали выходить журналы «Хроника советского кино» (1945—46), «Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии» (1956—78), «Советский фильм» (с июня 1957, также на английском, немецком, арабском, испанском, французском языках), «Техника кино и телевидения» (с 1957), газета «Советское кино» (с 1963 — по май 1970 — еженедельное приложение к газете «Советская культура»). В 1959, во время 1-го международного кинофестиваля в Москве, стал издаваться «Спутник кинофестиваля», который возобновляется регулярно в период международного кинофестиваля в Москве. С 1965 в Москве выходит иллюстрированный журнал «Спутник кинозрителя».

С середины 50-х гг. киножурналы издаются в республиках (на русском и национальных языках). См. статьи о киноискусстве отдельных республик Советского Союза, а также «Искусство кино», «Киномеханик», «Советский экран».

В Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и других городах издавались и другие журналы и газеты по вопросам киноискусства, кинопроизводства, кинопроката, по истории развития кино. Как правило, это были издания кратковременные, публиковавшие чаще всего перепечатки из других источников. К изданиям такого рода относятся журналы «Фото-кино» (Харьков, 1922—23), «Экран» (Харьков, 1923), «Арт-экран» (П., 1923), «Пролеткино Поволжья» (Саратов, 1923), «Кино Грузии» (Тифлис, 1924—1925, № 1—5 — газета, № 6—7 — журнал), «Кiно-вiсти» (Киев, 1928), «Красноармейское кино» (М., 1930—31), газета «Киноизвестия» (Саратов, 1924—25), «Пролеткино, Справочная стенная газета» (М., 1924—25), «Пролеткино» (Самара, 1924—25), «Кино-газета Азербайджана» (Баку, 1925), «Кино-газета» (Ташкент, 1925), «Кинофронт» (Ростов-на-Дону, 1933—36), «Кинофронт» (Каз., 1935—1936).

Выходили также так называемые однодневные газеты, газетные выпуски, посвящённые различным совещаниям, конференциям, периодические издания длительного характера, но предназначенные для служебного пользования — репертуарные списки фильмов и письма по кино, репертуарные планы выпуска фильмов на экран. Некоторые из этих изданий продолжаются [например, ежемесячники «Новые фильмы» (М., с 1958), «Пресс-информация» (М., с 1965)] и имеют тираж до 10000 экземпляров, содержат значительный информационный материал о фильмах и деятелях кино.

Вопросы киноискусства отражены также во многих общих изданиях по искусству: «Жизнь искусства» (П., 1918—23, П.—М., 1924, затем Л.—М., 1925—29, в 1918—22 — в форме газеты, с.1.1923 — журнал), «Зрелища» (М., 1922—24), «Новый зритель» (М., 1924—1929), «Театр — музика — кiно» (Киев, 1925—1927), «Театр и кино» (Баку, 1925—26), «Советское искусство» (Ереван, с 1932, на армянском языке, в 1942—54 не выходил), «Советское искусство» (Тбилиси, с 1935, на грузинском языке, в 1942—53 не выходил), «Мистецтво» (Киев, с 1954), «Māksla» (Rīgā, с 1959), «Литаратура i мастацтва» (Минск, с 1933), «Эдэбадат вэ инчэсэнэт» (Баку, с 1934), «Kunst ja Kirjandus» (Таллин, с 1932), «Советское искусство» (М., 1929—41, 1944—53; в 1942—44 назывался «Литература и искусство», с 1953 — «Советское культура»), «Literatūra un Māksla» (Rīgā, с 1945), «Радянське мистецтво» (Киев, с 1945, с 1955 — «Радянська культура», с 1965 — «Культура i життя»), «Literatūra ir menas» (Vilnius, с 1946), «Эдебият ве сунгат» (Ашхабад, с 1958).

В советской периодической печати в 20-е гг. были и другие журналы и газеты, посвящённые искусству, где публиковались материалы по кино. Чаще всего эти издания носили рекламно-информационный характер: «Зритель» (М., 1922), «Экран» (М., 1921—22), «Зритель» (Од., 1922), «Театр, литература, музыка, балет, графика, живопись, кино» (Харьков, 1922), «Театральная Вологда» (Вологда, 1922), «Антракт» (М., 1923), «Кино, театр, спорт» (П., 1923), «Искусство трудящимся» (М., 1924—26), «Театральная и кино газета» (Харьков, 1925), «Неделя театра и кино» (Л., 1925), «Кино-театральный вестник» (Екатеринослав, 1925), «Зритель» (Саратов, 1925), «Зрелища» (Свердловск, 1925—26), «Искусство и физкультура» (Екатеринослав, 1925—26, в 1925 № 1—3 назывались «Искусство трудящихся»), «Театр — кино» (Самара, 1926), «Комуз» (Махачкала, 1926), «Зритель» (Николаев, 1927), «Театр, клуб, кино» (Одесса, 1922—28; в 1922—25 название «Силуэты», в 1925—27 — «Театр, неделя»), «Зрелища Самары» (Самара, 1927), «Зрелища» (Пятигорск, 1928), «Обозрение театра и кино», (Вологда, 1928—1931), «Рабочий зритель» (Баку, 1929—30), «Обозрение театра и кино» (Павлов на Оке, 1929) и др. (О зарубежной кинематографии, прессе см. в статьях о киноискусстве соответствующих стран.)

Литература:
Периодика по литературе и искусству за годы революции, 1917—1932, сост. К. Д. Муратова, под ред. С. Д. Балухатого, Л., 1933;
Летопись периодических изданий СССР. 1950—1954, ч. 1, М., 1955;
то же, 1955—1960, ч. 1—2, М., 1962—63;
то же, 1961—65, ч. 2, М., 1967;
то же, 1966—1970, ч. 1—2, М., 1972—75.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Пресса кинематографическая" в других словарях:

  • Меньшиков, Олег Евгеньевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Меньшиков. Олег Меньшиков О. Меньшиков в …   Википедия

  • Кинематограф Российской империи — Кинопромышленник Александр Ханжонков. Кинематограф Российской империи (рус. дореф. Синематографъ) бурно развивался в период с 1907 по …   Википедия

  • Дореволюционное кино России — Кинопромышленник Александр Ханжонков. Кинематограф Российской империи бурно развивался в период с 1907 по 1920 год и создал серьёзную инфраструктуру. Из более чем 2700 художественных фильмов, снятых в России до 1920 года, сохранились до наших… …   Википедия

  • Кино Российской империи — Кинопромышленник Александр Ханжонков. Кинематограф Российской империи бурно развивался в период с 1907 по 1920 год и создал серьёзную инфраструктуру. Из более чем 2700 художественных фильмов, снятых в России до 1920 года, сохранились до наших… …   Википедия

  • Российское дореволюционное кино — Кинопромышленник Александр Ханжонков. Кинематограф Российской империи бурно развивался в период с 1907 по 1920 год и создал серьёзную инфраструктуру. Из более чем 2700 художественных фильмов, снятых в России до 1920 года, сохранились до наших… …   Википедия

  • Русское дореволюционное кино — Кинопромышленник Александр Ханжонков. Кинематограф Российской империи бурно развивался в период с 1907 по 1920 год и создал серьёзную инфраструктуру. Из более чем 2700 художественных фильмов, снятых в России до 1920 года, сохранились до наших… …   Википедия

  • Цензура в Российской империи — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам …   Википедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Харьковское отделение ОСВАГ — История Харькова …   Википедия

  • Silent Hill 4: The Room — У этого термина существуют и другие значения, см. Silent Hill. Silent Hill 4: The Room Американская обложка игры с изображением запертой квартиры и Призрака Разработчик …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»