- Пресса кинематографическая
пре́сса кинематографи́ческая (дореволюционная русская, советская).
Русская пресса появление русских периодических изданий по вопросам кино связано с возникновением и развитием отечественного кинопроизводства. Первый специализированный русский журнал «Сине-Фоно» начал издаваться в октябре 1907 в Москве и выходил до мая 1918. В 1908 выпускался специализированный журнал «Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге» (вышло 9 номеров). В 19091910 издавались два журнала: «Вестник живой фотографии» в СПБ и «Кинемо» в Москве. С 14-го номера журнала «Кинемо» издавал Р. Д. Перский, в 1910 он же издавал «Кинежурнал», который выходил по декабрь 1917. С 1910 периодическая печать получает значительное развитие не только в Москве и Петербурге, но и в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Риге, Харькове и др. В 191017 издавалось около 30 журналов, в том числе: «Кинемаколор» (СПБ, 19101911), «Кинематографический театр» (СПБ, 19101912), «Синема-Пате» (М., 191014), «Вестник кинематографии» (М., 191117), журналы фирмы А. А. Ханжонкова, «Экран и сцена» (Ростов-на-Дону, 1910), «Наша неделя» (М., 191117), «Живой экран» (Ростов-на-Дону, 191216), «Кинема-омниум» (СПБ, 19131914), «Кино-курьер» (СПБ, 191314), «Кино-театр и жизнь» (М., 1913), «Кинема» (Ростов-на-Дону, 191316; в 191314 назывался «Синема»), «Новости экрана» (М., 19131914), «Вестник Эклер» (М., 1914), «Кинематограф» (Ростов-на-Дону, 191415), «Южанин» (Харьков, 1915), «Кино» (Рига, 1915), «Проэктор» (М., 191518), «Кинематограф» (П., 191516), «Пегас» (М., 191517), «Экран России» (М., 1916).В 1913 начал издаваться первый русский журнал, посвящённый вопросам научно-популярного и учебного кинематографа, «Разумный кинематограф и наглядные пособия» (Екатеринбург, 19131914).
Большинство журналов издавалось непосредственно кинофирмами: «Кино-журнал» Р. Перского, «Синема-Пате» (Московское отделение общества «Братья Пате»), «Наша неделя» (Московское отделение общества «Гомон»), «Проэктор» (Товарищество И. Ермольева), «Вестник Эклер» (Московское отделение общества «Эклер»), «Кинематографический театр» («Продафильм»), «Вестник кинематографии», «Пегас» и «Кинема» (кинофирма Ханжонкова и др.). В журналах «Сине-Фоно», «Проэктор», «Вестник кинематографии» и «Кинематограф» наряду с рекламными и информационными материалами печатались статьи, являвшиеся первыми опытами разработки отдельных теоретических проблем киноискусства.
Пресса после 1917.
После Октябрьской революции продолжали выходить дореволюционные издания буржуазной ориентации: «Киногазета», издававшаяся Б. В. Дашкевичем-Чайковским (М., 1918); в марте 1918 он выпустил один номер журнала «Иллюстрированная кинонеделя» в Москве. Недолговечны были и другие журналы тех же лет: «Кинотруд», «Мир экрана», «Немое искусство», «Мировая киножизнь» все 1918, «Кинотеатр» (191819), издаваемые в Москве, а также «Фото-кинематографический вестник», издававшийся в Петрограде в 1919. В 1922 были основаны новые издания, но и они оказались недолговечными. Дашкевич-Чайковский издавал журнал «Киножизнь» (М., 192223). В Москве в октябре 1922 декабре 1923 выходил журнал «Кино». Появилось ещё несколько изданий, но из них выходил продолжительное время только журнал «Пролет-кино» (М., 192325, с 1925 называется «Советское кино»). В 192425 в Ленинграде и Москве издавался журнал «Кино-неделя».В Москве как приложение к газете «Кино» в январе 1925 выходил журнал «Экран кино-газеты», с 24 марта вместо него начал издаваться журнал «Советский экран». В 192832 выходила «Кiно-газета» (вначале в Киеве, затем с марта 1931 по январь 1932 в Харькове). В Москве с ноября 1929 по декабрь 1930 вместо журнала «Советский экран» издавался журнал «Кино и жизнь», в 19311932 стал называться «Пролетарское кино», позднее (193335) «Советское кино», с января 1936 «Искусство кино» (с перерывом июль 1941 октябрь 1945). С 1932 стал выходить журнал «Кино-фото-промышленность», в 193536 он назывался «Советская кинофотопромышленность», в 19371940 «Кино-фото-химпромышленность», в 1941 «Кинофототехника». В Киеве в 19351938 выходил ежемесячный журнал «Радянське кiно», в Ленинграде в 193839 «Календарь Ленинградского общества учебной и научной кинематографии», в 193941 в Москве выпускался журнал «Советский киноэкран».
В послевоенные годы в Москве стали выходить журналы «Хроника советского кино» (194546), «Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии» (195678), «Советский фильм» (с июня 1957, также на английском, немецком, арабском, испанском, французском языках), «Техника кино и телевидения» (с 1957), газета «Советское кино» (с 1963 по май 1970 еженедельное приложение к газете «Советская культура»). В 1959, во время 1-го международного кинофестиваля в Москве, стал издаваться «Спутник кинофестиваля», который возобновляется регулярно в период международного кинофестиваля в Москве. С 1965 в Москве выходит иллюстрированный журнал «Спутник кинозрителя».
С середины 50-х гг. киножурналы издаются в республиках (на русском и национальных языках). См. статьи о киноискусстве отдельных республик Советского Союза, а также «Искусство кино», «Киномеханик», «Советский экран».
В Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и других городах издавались и другие журналы и газеты по вопросам киноискусства, кинопроизводства, кинопроката, по истории развития кино. Как правило, это были издания кратковременные, публиковавшие чаще всего перепечатки из других источников. К изданиям такого рода относятся журналы «Фото-кино» (Харьков, 192223), «Экран» (Харьков, 1923), «Арт-экран» (П., 1923), «Пролеткино Поволжья» (Саратов, 1923), «Кино Грузии» (Тифлис, 19241925, № 15 газета, № 67 журнал), «Кiно-вiсти» (Киев, 1928), «Красноармейское кино» (М., 193031), газета «Киноизвестия» (Саратов, 192425), «Пролеткино, Справочная стенная газета» (М., 192425), «Пролеткино» (Самара, 192425), «Кино-газета Азербайджана» (Баку, 1925), «Кино-газета» (Ташкент, 1925), «Кинофронт» (Ростов-на-Дону, 193336), «Кинофронт» (Каз., 19351936).
Выходили также так называемые однодневные газеты, газетные выпуски, посвящённые различным совещаниям, конференциям, периодические издания длительного характера, но предназначенные для служебного пользования репертуарные списки фильмов и письма по кино, репертуарные планы выпуска фильмов на экран. Некоторые из этих изданий продолжаются [например, ежемесячники «Новые фильмы» (М., с 1958), «Пресс-информация» (М., с 1965)] и имеют тираж до 10000 экземпляров, содержат значительный информационный материал о фильмах и деятелях кино.
Вопросы киноискусства отражены также во многих общих изданиях по искусству: «Жизнь искусства» (П., 191823, П.М., 1924, затем Л.М., 192529, в 191822 в форме газеты, с.1.1923 журнал), «Зрелища» (М., 192224), «Новый зритель» (М., 19241929), «Театр музика кiно» (Киев, 19251927), «Театр и кино» (Баку, 192526), «Советское искусство» (Ереван, с 1932, на армянском языке, в 194254 не выходил), «Советское искусство» (Тбилиси, с 1935, на грузинском языке, в 194253 не выходил), «Мистецтво» (Киев, с 1954), «Māksla» (Rīgā, с 1959), «Литаратура i мастацтва» (Минск, с 1933), «Эдэбадат вэ инчэсэнэт» (Баку, с 1934), «Kunst ja Kirjandus» (Таллин, с 1932), «Советское искусство» (М., 192941, 194453; в 194244 назывался «Литература и искусство», с 1953 «Советское культура»), «Literatūra un Māksla» (Rīgā, с 1945), «Радянське мистецтво» (Киев, с 1945, с 1955 «Радянська культура», с 1965 «Культура i життя»), «Literatūra ir menas» (Vilnius, с 1946), «Эдебият ве сунгат» (Ашхабад, с 1958).
В советской периодической печати в 20-е гг. были и другие журналы и газеты, посвящённые искусству, где публиковались материалы по кино. Чаще всего эти издания носили рекламно-информационный характер: «Зритель» (М., 1922), «Экран» (М., 192122), «Зритель» (Од., 1922), «Театр, литература, музыка, балет, графика, живопись, кино» (Харьков, 1922), «Театральная Вологда» (Вологда, 1922), «Антракт» (М., 1923), «Кино, театр, спорт» (П., 1923), «Искусство трудящимся» (М., 192426), «Театральная и кино газета» (Харьков, 1925), «Неделя театра и кино» (Л., 1925), «Кино-театральный вестник» (Екатеринослав, 1925), «Зритель» (Саратов, 1925), «Зрелища» (Свердловск, 192526), «Искусство и физкультура» (Екатеринослав, 192526, в 1925 № 13 назывались «Искусство трудящихся»), «Театр кино» (Самара, 1926), «Комуз» (Махачкала, 1926), «Зритель» (Николаев, 1927), «Театр, клуб, кино» (Одесса, 192228; в 192225 название «Силуэты», в 192527 «Театр, неделя»), «Зрелища Самары» (Самара, 1927), «Зрелища» (Пятигорск, 1928), «Обозрение театра и кино», (Вологда, 19281931), «Рабочий зритель» (Баку, 192930), «Обозрение театра и кино» (Павлов на Оке, 1929) и др. (О зарубежной кинематографии, прессе см. в статьях о киноискусстве соответствующих стран.)
Литература:
Периодика по литературе и искусству за годы революции, 19171932, сост. К. Д. Муратова, под ред. С. Д. Балухатого, Л., 1933;
Летопись периодических изданий СССР. 19501954, ч. 1, М., 1955;
то же, 19551960, ч. 12, М., 196263;
то же, 196165, ч. 2, М., 1967;
то же, 19661970, ч. 12, М., 197275.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.