- Продюсер
продю́сер, продьюсер (англ. producer, от produce производить), в кинематографии большинства капиталистических стран лицо, осуществляющее организационно-финансовый контроль за деятельностью съёмочной группы и поэтому в значительной мере решающее вопросы подбора кадров (творческих и технических), отвечающее за соблюдение сметы н сроков производства фильма. Первоначально в системе буржуазной кинопромышленности эти обязанности не были строго распределены и функции продюсера обычно выполнял режиссёр, откуда возникло частое смешение терминов продюсер и режиссёр (director), особенно в Великобритании в первые десятилетия истории кино.
Система продюсеров зародилась в конце 1910-х гг. в Голливуде в связи со стремлением подчинить массовое кинопроизводство в первую очередь коммерческим интересам. К середине 20-х гг. все крупные голливудские кинокомпании располагали профессиональными кадрами продюсеров, которые обычно состояли в штате студий, в ряде случаев были совладельцами компании или держателями её акций. Крупные американские продюсеры И. Тальберг, Л. Б. Майер, С. Голдвин, Д. О. Селзник способствовали тому, что роль продюсера стала ключевой, так как он обладал правом окончательного решения и организационно-финансовых и творческих вопросов. Диктат продюсеров, которые определяли выбор сюжетов фильма и их трактовку, подбирали актёров на основные роли, подчас лишал режиссёров возможности контроля за монтажом, приводил к конфликтам с творческими работниками кино.
В Западной Европе продюсерами чаще всего были предприниматели, финансировавшие создание фильма. С этой целью они основывали соответствующие фирмы (для производства одной или нескольких картин), используя банковские ссуды, заключая контракты с кинематографическими и телевизионными компаниями, и т. п. Среди крупных западноевропейских продюсеров Э. Поммер (ФРГ), А. Корда и М. Бэлкон (Великобритания), К. Понти и Д. де Лаурентис (Италия).
Противоречие между капиталистической системой кинопроизводства, ориентированной на прибыль, и творческими устремлениями создателей фильмов привело многих режиссёров, актёров, сценаристов к мысли взять на себя функции продюсера. В 1919 Ч. Чаплин, Д. Фэрбенкс, М. Пикфорд и Д. У. Гриффит основали собственную кинокомпанию, программно названную «Юнайтед артистс» («Объединённые художники»), в дальнейшем ставшую одной из ведущих в Голливуде. Права продюсеров в исключительных случаях предоставлялись отдельным режиссёрам (например, в США Э. Любичу, Ф. Капре, Дж. Кьюкору, Хоуксу, Б. Уайлдеру и др.) или актёрам (Г. Свенсон), чьё участие гарантировало массовый успех соответствующим картинам. С конца 40-х гг. в США стали возникать объединения «независимых» продюсеров, в роли которых часто выступали режиссёры и драматурги.
С 60-х гг. роль продюсеров всё чаще стали брать на себя крупнейшие «звёзды» экрана (Р. Редфорд, П. Ньюмен, Ж. Габен, Фернандель, А. Делон) и режиссёры (К. Шаброль, К. Лелуш, Ф. Ф. Коппола).
К 70-м гг., когда даже крупнейшие компании отказались от штатных продюсеров, «независимые» продюсеры стали выступать преимущественно в роли посредников между финансирующими организациями (в том числе киномонополиями, банками и др.) и непосредственными создателями картин.
Отдельные западные продюсеры проявляют интерес к сотрудничеству с социалистическими странами, в частности с СССР, в работе над совместными постановками фильмов.
К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.