- ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович
- • ПРОТАЗА`НОВ Яков Александрович(4.2.1881 - 8.8.1945)сов. режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1935) и Узб. ССР (1943). Окончил Моск. коммерч. уч-ще. В кино с 1907, сначала как сценарист, затем - режиссёр (дебют - "Бахчисарайский фонтан", 1909). В 1914 - 15 сделал ряд картин "Русской золотой серии", среди к-рых выделялась "Драма у телефона" (1914) - один из ранних опытов монтажного построения фильма. В дореволюц. кино снял ок. 80 ф., среди них экранизации "Войны и мира" Л. Н. Толстого (с В. Р. Гардиным), "Бесов" Ф. М. Достоевского ("Николай Ставрогин") - оба 1915, "Пиковой дамы" А. С. Пушкина (1916), "Отца Сергия" Толстого (1918). Две последние ленты, признанные лучшими из его ранних работ, отличаются высокой реж. и операт. культурой, психологич. глубиной актёрской игры, в первую очередь И. И. Мозжухина, постоянного исполнителя гл. ролей в фильмах П. В 1920 эмигрировал, работал в Париже и Берлине ("За ночь любви", "Правосудие прежде всего", "Тень греха" и др.). В 1923 вернулся на Родину и активно включился в сов. кино-произ-во. Первый ф., пост. после возвращения,- "Аэлита" по А. Н. Толстому (1924). На студии "Межрабпом-Русь" пост, комедии "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трёх миллионах" (1926), "Дон Диего и Пелагея" (1928), "Праздник святого Йоргена" (1930), к-рые пользовались большим успехом у зрителей и долгие годы не сходили с экрана. Комедийным фильмам П. свойственны сатирич. острота, юмор, увлекат. сюжет. Внимание П. к характеру на экране и принципиальная ориентация на актёра дали в его ф. целый ряд ярких созданий И. В. Ильинского, А. П. Кторова, М. М. Климова, И. М. Москвина, М. М. Тарханова, М. М. Блюменталь-Тамариной, Л. М. Леонидова и др. видных театр, актёров. П.- один из основоположников сов. кинематографич. актёрской школы, в его ф. впервые раскрылось дарование В. П. Марецкой, А. И. Войцик, Н. П. Баталова, М. И. Жарова, Н. У. Алисовой и др. крупнейших мастеров сов. экрана.Среди его немых ф.: "Сорок первый" (по Б. А. Лавренёву, 1927), "Белый орёл" (по рассказу Л. Н. Андреева "Губернатор", 1928, с В. И. Качаловым и Вс. Э. Мейерхольдом в гл. ролях), альм. "Чины и люди"(по рассказам А. П. Чехова "Хамелеон", "Анна на шее", "Смерть чиновника", 1929). В звук, кино П. осуществил экранизацию "Бесприданницы" А. Н. Островского (1937), вошедшую в фонд сов. киноклассики благодаря социальной трактовке драмы, реализму и сочности в изображении нравов рус. купечества, великолепному актёрскому ансамблю. Значит, работы П.- ф.-памфлет "Марионетки" (1934), комедия "Насреддин в Бухаре" (1943).Среди др. ф.: "Дьявол" и "Лицо войны" (1914), "Не подходите к ней с вопросами" (1915), "Пляска смерти" (1916), "Андрей Кожухов" и "Сатана ликующий" (1917), "Малютка Элли" и "Немой страж" (1918), "Его призыв" (1925), "Человек из ресторана" (1927), "Томми" (1931), "О странностях любви" (1935), "Семиклассники" (1938), "Салават Юлаев" (1941).◘ Я. Протазанов, 2 изд., М., 1957; Алейников М., Я.Протазанов, М., 1961; Юренев Р., Сов. кинокомедия, М., 1964; Зоркая Н., Портреты, М., 1966; Арлазоров М. С, Протазанов, М., 1973. Н. М. Зоркая.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.