- ПТУШКО Александр Лукич
Птушко́ Александр Лукич (19.4.19006.3.1973), советский режиссёр, сценарист, художник. Народный артист СССР (1969). Учился в Московском институте народного хозяйства. Был корреспондентом газеты, актёром, декоратором. С 1927 в кино конструктор кукол, режиссёр объёмных и графических мультипликационных фильмов. Поставил серию мультфильмов с участием постоянного кукольного персонажа Братишкина (впервые появившегося в фильме режиссёра Ю. А. Меркулова «Приключения Братишкина»): «Случай на стадионе» и «Шифрованный документ» (1928), «Сто приключений» (1929), «Кино в деревню!» (1930, с И. С. Никитченко). В 1932 снял первый звуковой объёмно-мультипликационный фильм «Властелин быта». Наиболее значительная работа Птушко в 30-е гг. «Новый Гулливер» (по мотивам романа Дж. Свифта, 1935) политическая сатира на современное капиталистическое общество. В этом сложном по постановке фильме были сняты 1500 кукол (художник С. Я. Мокиль) и применены оригинальные методы комбинированных съёмок (оператор Н. С. Ренков). Возглавив художественно-производственное объединение объёмной мультипликации на киностудии «Мосфильм», Птушко поставил объёмные мультфильмы «Сказка о рыбаке и рыбке» (по А. С. Пушкину, 1937), «Весёлые музыканты» (по «Бременским музыкантам» братьев Гримм, 1938). Большая техническая изобретательность помогла Птушко добиться значительных успехов в фильме «Золотой ключик» (по А. Н. Толстому, 1939), в котором участвовали актёры и куклы. После Великой Отечественной войны Птушко поставил фильм «Каменный цветок» (по мотивам уральских сказов П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», 1946, премия за цвет международного кинофестиваля в Канне; Государственная премия СССР, 1947), «Садко» (по мотивам онежских былин, 1953, премия международного кинофестиваля в Венеции), фильм-былину «Илья Муромец» (1956) первый советский широкоэкранный фильм со стереофоническим звуком. Поиски новых приёмов комбинированных и трюковых съёмок режиссёр проводил в фильме «Сампо» (по мотивам финского народного эпоса «Калевала», 1959, с Финляндией), «Сказка о потерянном времени» (по Е. А. Шварцу, 1964), «Сказка о царе Салтане» (1966) и «Руслан и Людмила» (1973) оба по Пушкину. Птушко написал ряд научно-популярных книг по вопросам мультипликации, трюковых и комбинированных съёмок, часто был автором или соавтором сценариев своих фильмов.
Другие фильмы:
«Пёс и Кот» (1938, сценарист), «Три встречи» (1950, с С. И. Юткевичем и В. И. Пудовкиным), «Алые паруса» (по А. С. Грину, 1961).Сочинения:
Специальные способы киносъемки, М., 1930 (с Л. Сухаребским);
Мультипликационные фильмы, М.Л., 1931;
Объемная мультипликация, в сборнике: Мультипликационный фильм, [М.], 1936;
Комбинированные и трюковые киносъемки, М., 1948 (с Н. Ренковым);
«Чудеса» кино, М., 1949;
Широкие горизонты, в сборнике: Мосфильм, в. 1, М., 1959.Литература:
Гинзбург С., Рисованный и кукольный фильм, М., 1957;
Советская мультипликация. Справочник, в сборнике: Кино и время, М., 1966 (приложение № 1).
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.