- РОЙ Бимал
Рой Бимал (12.7.19098.1.1967), индийский режиссёр, оператор, продюсер. Окончил университет в Дакке. В 1932 работал на студии «Нью тиэтрс» (Калькутта) ассистент оператора у режиссёра Н. Бошу. В 193542 снимал фильмы режиссёра П. Ч. Баруа, в том числе «Девдас» (по Ш. Чоттопаддхаю, 1935) и «Избавление» (1937). В 1943 поставил фильм «Победный марш», где показал процесс пробуждения классового сознания фабричных рабочих (вариант фильма на хинди «Попутчик», 1945), затем фильм «Анджангарх» (1948, по Ш. Гхошу, в двух вариантах хинди и бенгали), «Самый первый» (1950) о судьбе солдата, «Очарованный» (1950), «И всё же» (1951) оба на бенгали, сентиментальную мелодраму «Мать» (1952, в советском прокате «Любовь матери»). В 1952 основал в Бомбее студию «Бимал Рой продакшенс», где сделал все свои последующие фильмы, в которых показал социальную действительность современной Индии. Известность режиссёру принёс фильм «Два бигха земли» (1953) о жизни крестьян конца 40-х начала 50-х гг. К социальным темам режиссёр обращался и в других фильмах: «Отец и дочь» (по мотивам рассказа Г. Мопассана «Папа Симона», 1954); «Служба» (1954) о безработице среди городской молодёжи; «Суджата» (1959, в советском прокате «Неприкасаемая»), осуждающий кастовую систему; «Испытание» (1960) о высокомерии и ханжестве верхов общества. Положению женщины в семье и обществе посвящены картины «Замужняя женщина» (1953), «Невестка Бирадж» (1954, в советском прокате «Бирадж Баху»), новый вариант фильма «Девдас» (1955) и «Любовное письмо» (1962) все по произведениям Чоттопаддхая, «Мадхумати» и «Еврейка» (1958), «Заключённая» (1963). С режиссёром Р. Кханной поставил документальный фильм «Гаутама Будда» (1957). Был также продюсером фильмов «Ломбард» (1955, режиссёр Арвинд Сен), «Кто преступник» (1957, режиссёр Асит Сен), «Кабулиец» (по Р. Тагору, 1961, режиссёр X. Гупта).
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.