- КАЙАТ Андре
Кайа́т Андре (Cayatte) (р. 3.2.1909), французский режиссёр. Адвокат по профессии, выступал как журналист и писатель. В 1938 с А. Жансоном написал сценарий фильма «Вход для артистов» (реле. М. Аллегре), затем ещё ряд сценариев. Первая режиссёрская работа Кайата фильм «Лжелюбовница» (по О. Бальзаку, 1942). Поставил несколько экранизаций, среди которых «Дамское счастье» (по Э. Золя, 1943), «Пьер и Жан» (по Г. Мопассану, 1943). Фильм «Веронские любовники» (1949, сценарист Ж. Превер) вариация на тему трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», сюжету которой, перенесённому в наши дни, была придана антифашистская направленность. Широкая известность пришла к Кайату после создания им серии фильмов о пороках французского судопроизводства. Сценарии этих фильмов написаны им со сценаристом Ш. Спааком: «Правосудие свершилось» (1950, премия международного кинофестиваля в Венеции, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1951), «Все мы убийцы» (1952, премия международного кинофестиваля в Канне), «Перед потопом» (1953, премия международного кинофестиваля в Канне, 1954), «Чёрное досье» (1955). Важность социально-психологических тем, поднятых в этих фильмах, лаконизм выразительных средств сделали их значительными произведениями французского кино 50-х гг. В детективах и драмах 60-х гг. Кайат отдал дань умозрительным конструкциям, «доказывавшим» относительность любой истины («Супружеская жизнь», 1964, «Ловушка для Золушки», 1965), неизбежность судебных ошибок («Меч и весы», 1963). Его обращение к исторической и социально-политической тематике было отмечено двойственностью и непоследовательностью («Переход через Рейн», 1960, главная премия международного кинофестиваля в Венеции), стремлением к спекулятивному обыгрыванию актуальности материала («Дорога в Катманду», 1969). В его лучших фильмах «Умереть от любви» (1971), «Нет дыма без огня» (1973, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, в советском прокате «Шантаж»), «В интересах государства» (1978) критика острых проблем общественного развития компенсировала назидательность сюжетов и банальность художественных решений.
Другие фильмы:
«Око за око» (1957), «Двустворчатое зеркало» (1958, в советском прокате «Призрачное счастье»), «Профессиональный риск» (1967), «Каждому свой ад» (1977), «Вердикт» (1974), «Любовь под вопросом» (1978).Литература:
Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, перевод с французского, М., 1960;
Braucourt G., André Cayatte, [P., 1969].В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.