- РОММ Михаил Ильич
Ромм Михаил Ильич (24.1.19011.11.1971), советский режиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1950). Член КПСС с 1939. В 19181921 в Красной Армии. В 1925 окончил Высший художественно-технический институт (факультет скульптуры). Ещё в годы учёбы начал заниматься литературной и театральной деятельностью. В конце 20-х гг. в Институте методов внешкольной работы изучал детское кино. Тогда же начал выступать как сценарист: «Реванш» и «Рядом с нами» (оба 1931, совместно с другими), «Конвейер смерти» (1933, с В. М. Гусевым и И. А. Пырьевым). Затем работал ассистентом режиссёра. Первая режиссёрская работа «Пышка» (по Г. Мопассану, 1934). Ромм и оператор Б. И. Волчек создали в фильме групповой сатирический портрет буржуа, отличавшийся точностью характеристик и высокой пластической культурой. В фильме «Тринадцать» (1937) о борьбе советских пограничников с басмачами в пустыне Каракумы Ромм утверждал готовность к подвигу, мужество как коренные черты советского человека.
В 193739 Ромм создал дилогию о В. И. Ленине фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (Государственная премия СССР, 1941). Единство вождя с народом, неустанное движение его мысли эти черты духовного облика Ленина Ромм, автор сценария А. Я. Каплер и актёр Б. В. Щукин положили в основу образа. Режиссёр стремился извлечь из любой ситуации её исторический смысл, подчеркнуть связь человека и времени.
В фильме «Мечта» (1943) на экране возник коллективный портрет обитателей «меблирашек» в одном из городков на окраине панской Польши. Замкнутый в себе буржуазный мирок был исследован режиссёром и актёрами Е. А. Кузьминой, Ф. Г. Раневской, М. Ф. Астанговым, М. П. Болдуманом, Р. Я. Пляттом, А. И. Войцик с большой социальной точностью и художественным мастерством. Традиционная для искусства тема «маленького человека» была раскрыта в «Мечте» под знаком возвышенной гуманистической идеи.
В годы Великой Отечественной войны и в последующие годы Ромм поставил фильмы «Человек № 217» (1945, Государственная премия СССР и премия международного кинофестиваля в Канне, 1946), «Секретная миссия» (1950, Государственная премия СССР, 1951). Хотя один из фильмов тяготел к жанру трагедии, а другой строился на приключенческой интриге, в них одинаково сильны были публицистические ноты. К этим работам Ромма идейно и тематически примыкали его фильмы «Русский вопрос» по К. М. Симонову (1948, Государственная премия СССР, премия Мира международного кинофестиваля в Марианске-Лазне, главная премия международного кинофестиваля трудящихся в Злине) и «Убийство на улице Данте» (1956). Волновавшие мировую общественность проблемы находили в этих фильмах прямое выражение в сюжетах и диалогах.
Новый период в творчестве Ромма начался с фильма «Девять дней одного года» (1962, главная премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари; Государственная премия РСФСР, 1966). По определению режиссёра, это произведение о молодых учёных-физиках явилось «картиной-размышлением». Научные поиски были неотделимы в фильме от нравственных оценок деятельности человека, его ответственности за судьбы мира. Свойственный дарованию Ромма гражданский пафос приобрёл здесь яркую интеллектуальную и эмоциональную окраску.
В 1966 Ромм поставил фильм «Обыкновенный фашизм» (сценаристы Ромм, М. И. Туровская, Ю. М. Ханютин, специальная премия Всесоюзного кинофестиваля, специальный высший приз жюри международного кинофестиваля в Лейпциге). Отобранная из сотен тысяч метров архивная плёнка, немногие специально доснятые документальные кадры и авторский текст, который произносит сам режиссёр, таковы компоненты фильма. Обращение Ромма к архивным кинодокументам было продиктовано раздумьями режиссёра о социальной природе фашизма и судьбах послевоенного мира. Ромм сталкивал в фильме два пласта времени прошлое, проходящее в кадрах хроники, и настоящее, раскрывающееся в авторском комментарии. Это сочетание слова и изображения, монтажное мастерство режиссёра определили образную силу фильма. При всей новизне построения фильм «Обыкновенный фашизм» наследовал многие черты, характерные для творчества Ромма, начиная с его первых шагов в кинематографе: антифашистскую тему, публицистическую активность творчества, высокую гражданственность, художественные поиски.
Последний фильм Ромма «И всё-таки я верю» («Мир сегодня») был закончен в 1976 М. М. Хуциевым, Э. Г. Климовым и Г. Н. Лавровым. В нём вновь на документальном материале поднимались вопросы о судьбах молодёжи в современом мире.
Ромм автор или соавтор сценариев своих фильмов. С 1949 (с перерывами) преподавал во ВГИКе (с 1958 профессор). Среди его учеников: Т. Е. Абуладзе, В. П. Басов, Г. Н. Чухрай, В. М. Шукшин, Г. Н. Данелия, Г. А. Панфилов, И. В. Таланкин, Р. Д. Чхеидзе, А. Н. Митта.
Другие фильмы:
«Владимир Ильич Ленин» (1948, документальный, с В. Н. Беляевым, Государственная премия СССР, 1949), «Кинодокументы о В. И. Ленине» (1949, документальный, с М. Е. Славинской), «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» (1953), «Живой Ленин» (1958, документальный, с Славинской).Сочинения:
Литература и кино, в сборнике: Вопросы кинодраматургии, в. 1, М., 1954;
Заметки о монтаже, «Искусство кино», 1959, № 6;
Литература и монтаж, в сборнике: Вопросы киноискусства, в. 5, М., 1961;
Когда фильм окончен, М., 1964;
Беседы о кино, М., 1964;
Избранные произведения, т. 13, М., 19801982.Литература:
Трауберг И., Молодые мастера кинорежиссуры, в сборнике: Молодежь советского кино, М., 1938;
Зельдович Г., М. Ромм, М., 1939;
Эйзенштейн С., Три режиссёра. Человек и его картина, «Искусство кино», 1941, № 5;
Зоркая Н., Портреты, М., 1966;
Погожева Л., М. Ромм, М., 1967;
Зак М., М. Ромм и традиции советской кинорежиссуры, М., 1975;
Каплер А., Слово о Ромме, в его книге: Загадка королевы экрана, М., 1979; Смоктуновский И., Мой режиссёр Ромм, в его книге: Время добрых надежд, М., 1979; Кузьмина Е., О Ромме, в ее книге: О том, что помню, кн. 2, М., 1979.М. Е. Зак.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.