- РООМ Абрам Матвеевич
Ро́ом Абрам Матвеевич (28.6.189426.7.1976), советский режиссёр. Народный артист РСФСР (1965). Член КПСС с 1949. Учился в Петроградском психоневрологическом институте, Саратовском университете. В 191923 режиссёр Показательного и Детского театров в Саратове, в 192324 Московского театра Революции. Первые режиссёрские работы в кино (1924) короткометражные эксцентрические комедии «Что говорит Мос, сей отгадайте вопрос» о деятельности «Мосрекламы» и «Гонка за самогонкой» о борьбе с самогонщиками. В фильмах «Бухта смерти» (по рассказу А. С. Новикова-Прибоя «В бухте Отрада») и «Предатель» (по рассказу Л. В. Никулина «Матросская тишина») оба 1926, революционная тема раскрыта приёмами приключенческо-детективного фильма. В 1927 Роом по сценарию, написанному с В. Б. Шкловским, поставил фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроём»), вызвавший бурную дискуссию. Фильм ставил актуальную для тех лет проблему новой морали в области личных отношений. Характеры людей, живших в квартире на Третьей Мещанской, раскрыты актёрами Н. П. Баталовым, В. П. Фогелем, Л. Н. Семёновой с редкой для кино 20-х гг. обстоятельностью и конкретностью. Увлечённость режиссёра острыми драматическими столкновениями, его стремление к интенсивности психологического рисунка, контрастная резкость излюбленных им бытовых красок в полной мере проявились в фильме «Привидение, которое не возвращается» (по новелле А. Барбюса «Свидание, которое не состоялось», 1930). Роом лаконично, скупыми, суровыми красками передал бездушие и ханжество буржуазного общества, скрытые за его парадной внешностью. Картины Роома отличали чувство современности, острая, даже дискуссионная трактовка моральных проблем, высокая актёрская и изобразительная культура. Значительная работа Роома периода звукового кино фильм «Нашествие» (по Л. М. Леонову, 1945, Государственная премия СССР, 1946), для которого характерен напряжённый психологизм. Авторы фильма и исполнитель главной роли О. П. Жаков глубоко и остро показали самоотверженную борьбу советских людей с немецко-фашистскими захватчиками. Поставил также фильмы: «Суд чести» (1949, Государственная премия СССР), «Сердце бьётся вновь» (по повести Дягилева «Доктор Голубев», 1956), «Гранатовый браслет» (по А. И. Куприну, 1965), «Цветы запоздалые» (по А. П. Чехову, 1970), «Преждевременный человек» (по пьесе М. Горького «Яков Богомолов», 1973) и др. В 192434 преподавал во ВГИКе.
Другие фильмы:
«Красивая Пресня» (1926, совместно с другими), «Ухабы» (1928), «План великих работ» (в сборнике «Звуковая сборная программа» № 1, 1930), «Манометр № 1» и «Манометр № 2» (1931), «Строгий юноша» (1936), «Эскадрилья № 5» (1939), «Ветер с Востока» (1941), «В горах Югославии» (1946, с Югославией), «Школа злословия» (1952, фильм-спектакль), «Серебристая пыль» (1953).Сочинения:
Как делалось «Привидение», в книге: Привидение, которое не возвращается, М., (без указания года);
[Как я стал режиссёром], в сборнике: Как я стал режиссёром, М., 1946.Литература:
Шкловский В., Роом. Жизнь и работа, М., 1929;
Гращенкова И., А. Роом, М., 1977.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.