- РОСТОЦКИЙ Станислав Иосифович
Росто́цкий Станислав Иосифович (р. 21.4.1922), советский режиссёр. Народный артист СССР (1974). Член КПСС с 1951. В 19461950 режиссёр-практикант киностудии «Ленфильм». С 1952, по окончании ВГИКа (педагоги С. М. Эйзенштейн, Г. М. Козинцев), на киностудии им. Горького. Дебютировал фильмом «Земля и люди» (1956) о трудовых буднях советской деревни. Той же теме режиссёр остался верен в фильме «Дело было в Пенькове» (по С. П. Антонову, 1958, сценарист Ростоцкий, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1959). В этом фильме, тонко передающем своеобразие литературного первоисточника, ставились важные нравственные проблемы, через бытовые коллизии раскрывалась подлинная сложность человеческих взаимоотношений. Значительное место в творчестве Ростоцкого занимает тема Великой Отечественной войны, которой посвящены фильмы «Майские звёзды» (по новеллам Л. Ашкенази, 1959, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1960, с ЧССР), «На семи ветрах» (1962), в которых показывалось, как в суровых условиях войны проявляются героические черты характера людей фронта и тыла. В 1972 Ростоцкий поставил фильм «А зори здесь тихие...» (по Б. Л. Васильеву, главная премия Всесоюзного кинофестиваля, 1973, премия Ленинского комсомола, 1974, Государственная премия СССР, 1975), где тема войны была раскрыта с новой лирико-эпической силой. История девушек-зенитчиц, предстающих во всей полноте их неповторимого внутреннего мира, стала глубоким и страстным исследованием психологии народного подвига в военные годы. Эти картины Ростоцкого стали важным этапом в разработке военно-патриотической темы в советском кино. В фильме «Доживём до понедельника» (1968, главная премия международного кинофестиваля в Москве, 1969, Государственная премия СССР, 1970) будничная жизнь школы дана через острые психологические конфликты, столкновение разных характеров и судеб. Традиционный мотив смены поколений звучит в картине как мотив личной ответственности каждого человека, независимо от его возраста, перед другими людьми. В 1977 Ростоцкий поставил фильм «Белый Бим Чёрное ухо» (по Г. Н. Троепольскому, главная премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари, 1978, Ленинская премия, 1980). Пафос противостояния злу в его разных обличиях и защиты всего живого, который наполняет эту ленту, превращает её в произведение мастера, стоящего на активных гуманистических позициях. Фильмам Ростоцкого присущи глубокое внимание к сокровенному миру человека, а также активная гражданская позиция, проявляющаяся не в открыто публицистических приёмах, а в формах исследования самой жизни, её внутреннего движения. Ростоцкий автор и соавтор сценариев многих своих фильмов. С 1965 секретарь правления СК СССР.
Другие фильмы:
«Герой нашего времени» (по М. Ю. Лермонтову, 1967, новеллы: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»), «Профессия киноактёр» (1980, художественно-документальный) и «Эскадрон гусар летучих» (1981, с Н. Хубовым) оба под псевдонимом Степан Степанов.Сочинения:
Воспоминания, в книге: Кинооператор Андрей Москвин. Очерк жизни и творчества, Л., 1971;
На улице Эйзенштейна, в сборнике: Эйзенштейн в воспоминаниях современников, М., 1974.Литература:
Варшавский Я., Потребность молодой души, «Искусство кино», 1960, № 10;
Зоркий А., С. Ростоцкий. Портрет режиссёра. М., 1982.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.