- РОШАЛЬ Григорий Львович
Роша́ль Григорий Львович (21.10.189811.1.1983), советский режиссёр. Народный артист СССР (1967). В 1919 был организатором и режиссёром детских театральных зрелищ, работал в Кисловодске и других городах. В 1921 в Москве председатель художественного совета Главного управления социального воспитания детей при Наркомпросе. Был директором и художественным руководителем мастерской Педагогического театра. Одновременно учился в ГВЫРМе (руководитель Вс. Э. Мейерхольд). С 1925 в кино. Первая постановка Рошаля фильм «Господа Скотинины» (по «Недорослю» Д. И. Фонвизина, 1927) была осуществлена вместе с участниками мастерской Педагогического театра. В 1928 поставил фильм «Саламандра» (сценаристы Г. Э. Гребнер, А. В. Луначарский), сюжет которого был построен на подлинных событиях жизни австрийского учёного-биолога П. Каммерера, преследуемого властями. Главную роль исполнил известный немецкий актёр Б. Гёцке, роль принца Отто играл Н. П. Хмелёв.
В дальнейшем большое место в творчестве режиссёра заняли экранизации: «Петербургская ночь» (по повестям Ф. М. Достоевского «Белые ночи» и «Неточка Незванова», 1934, с В. П. Строевой), «Семья Оппенгейм» (по Л. Фейхтвангеру, 1939), «В поисках радости» (по роману Ф. И. Панфёрова «Бруски», 1940, со Строевой). В 1941 экранизировал роман М. Горького «Дело Артамоновых». В 1937 поставил фильм «Зори Парижа», посвящённый истории Парижской Коммуны 1871. Значительное внимание режиссёр уделил созданию биографических фильмов: «Песни Абая» (1946, с Е. Е. Ароном) о казахском поэте Абае Кунанбаеве, «Академик Иван Павлов» (1949, Государственная премия СССР, 1950), «Римский-Корсаков» (1953, с Г. С. Казанским). Крупная работа Рошаля в этом жанре фильм «Мусоргский» (1950, Государственная премия СССР, 1951). В 5060-е гг. Рошаль вновь обратился к экранизации, поставив фильм «Вольница» (по Ф. В. Гладкову, 1956). Тема режиссёра, занимавшая значительное место в его творчестве, интеллигенция и революция нашла воплощение в широком историческом полотне по трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам» «Сестры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959, с М. Анджапаридзе). В 1966 снял фильм «Год как жизнь», посвящённый жизни основоположника научного коммунизма К. Маркса. Советским учёным, современникам посвящён фильм «Они живут рядом» (1968).
На протяжении всей своей творческой деятельности режиссёр особое внимание уделял работе с актёрами. В течение многих лет преподавал во ВГИКе (руководил режиссёрской мастерской совместно с Ю. Е. Геникой); среди его учеников: Э. В. Лотяну, А. Х. Манарян, П. О. Арсенов, И. С. Селезнёва, А. И. Хамраев. Рошаль многие годы был руководителем Всесоюзной комиссии по работе с кинолюбителями, организованной по его инициативе в 1957 при СК СССР. Автор ряда сценариев («Новый Гулливер» и др.), пьес и статей по вопросам киноискусства и кинолюбительства.
Другие фильмы:
«Его превосходительство» (1928), «Две женщины» и «Человек из местечка» (1930), «Батыры степей» (1942), «Суд сумасшедших» (1962).Сочинения:
Диалог с кинорежиссёром, М., 1968;
Кинолента жизни, М., 1974.Литература:
Осипович И., Г. Рошаль, [М.], 1939;
Розен С., Г. Рошаль, [М., 1965].
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.