- ЧАПЛИН Чарлз Спенсер
Ча́плин Чарлз Спенсер (Chaplin) (16.4.188925.12.1977), американский актёр, режиссёр, сценарист, продюсер. Родился в Лондоне в семье артистов мюзик-холла. С 1895 (по другим данным, с 1898) пел и танцевал на сцене. В 1907 был принят в известную труппу пантомимы Ф. Карно, где овладел мастерством пантомимы, акробатики и эквилибристики. Здесь же выявилось присущее ему сочетание блестящей клоунской техники с актёрским талантом, подкреплённым зоркостью жизненных наблюдений. Во время гастролей труппы Карно в США (1913) Чаплин, подписав контракт с кинокомпанией «Кистоун», начал сниматься под руководством М. Сеннетта. Его дебютом стала роль щеголя-мошенника в комической ленте «Зарабатывая на жизнь» (1914, в советском прокате «Чарли-счастливец»). В последующих фильмах он развивал приобретённый ранее артистический опыт применительно к возможностям кино (игра в реальной пространственной и предметной среде, свобода импровизации, укрупнённая передача кинообъективом оттенков мимики и жеста). Выразительные приёмы грубого фарса с погонями и потасовками, разрабатывавшиеся у Сеннетта, Чаплин доводил до тонкости; этому способствовали и культура английской клоунады, и признававшееся им самим влияние М. Линдера. Постепенно он находил облик своего персонажа, то сочетание примет, которое стало на долгие годы его постоянной «маской»: шляпа-котелок и чёрные усики, тросточка и большие башмаки, придающие ему утиную походку. Внутренние характеристики этого персонажа поначалу складываются в образ злобного и заносчивого пройдохи по прозвищу Чэз, и лишь иногда этот герой обретает черты и свойства отверженного неудачника, вызывающего не просто смех, но сочувствие того, кто вскоре получит постоянное имя Чарли.
На протяжении 1914, снявшись в 34 фильмах «Кистоуна» (из них около половины поставив по собственным сценариям), Чаплин стал широко известен как один из талантливейших комиков американского кино и завоевал творческую независимость. В 191516 он работает для фирмы «Эссеней», а в 19161917 для фирмы «Мьючуэл», создавая свои фильмы как сценарист, режиссёр, актёр. Достигнув высот мастерства и приведя к завершённой форме свой экранный облик, Чаплин становится всемирно знаменитым. Популярность его у публики и высочайшее признание критиков объясняются не только виртуозностью и комической силой его пантомимного искусства («Его новая работа», 1915, «В час ночи» и «Скетинг-ринг», 1916, «Лечение», 1917), но тем общезначимым смыслом и той жизненной убедительностью, что стали присущи образу Чарли гонимого, но неистребимого «маленького человека», предстающего в разнообразных обличьях: подмастерья и кельнера, мелкого служащего и беглого каторжника, а чаще всего бродяги («Бродяга», «Банк» и «Завербованный», 1915, «Полиция», 1916, «Тихая улица» и «Иммигрант», 1917). Эксцентричная трактовка действия служит выявлению социальных нелепостей, алогизмов жизненного порядка. Работы Чаплина для фирмы «Фёрст нэшонал» (191823) «Собачья жизнь», «На плечо!», «Солнечная сторона», «Удовольствия дня», «Малыш», «Праздный класс», «День получки», «Пилигрим» отмечены зрелостью артистического таланта, более глубоким чувством творческой и социальной ответственности. Фильм «На плечо!» (1918) трагифарс, в котором разоблачение ужасов окопной жизни героя сменяется уничтожающей пародией на милитаристско-шовинистические представления о войне. Картина «Малыш» (1921) мелодрама о бродяге Чарли и его маленьком приёмыше, проникновенно выразившая мечту чаплиновского героя о счастье. Фильм «Пилигрим» (1923) гротескно-реалистическое повествование о беглом каторжнике в роли священнослужителя, полное горьких иносказаний: как о судьбе «маленького человека» в капиталистической Америке, так и о положении самого художника.
В фильмах этого времени многообразно воплотилось то соединение комического и драматического начал, которое стало главным качеством чаплиновского искусства вообще и главным свойством образа Чарли. Этот персонаж простодушный и изворотливый, сентиментально-отзывчивый и подчас жестокий, неудачливый и удивительно свободный проявляет себя в огромном диапазоне эмоций и жанровых красок: от крайних форм фарсового комизма, вызывающих бурный смех, до глубокой грусти, поднимающейся на уровень трагического переживания действительности. В том, как Чарли соблюдает манеры «приличного господина» даже в самых унизительных ситуациях бесправия и обездоленности, выражается не только издёвка над фальшью условностей, но и высокая тема защиты человеческого достоинства, одна из важнейших в искусстве Чаплина. Смех наполняется грустью, грусть взрывается смехом, и через смешное заново постигается серьёзное. Достигнутое художником богатство эмоциональной выразительности служит познанию социальной жизни, изобличению её пороков, утверждению гуманистических идеалов добра и справедливости.
Отстаивая независимость своего творчества от власти голливудских кинопромышленников, Чаплин в 1923 основал собственную кинофирму «Чарлз С. Чаплин филм корпорейшен». С этого момента Чаплин как режиссёр-автор перешёл от типа коротко- или среднеметражного комического фильма к фильму полнометражному, требующему огромной подготовительной работы. Первым из его больших фильмов стала психологическая драма «Парижанка» (1923, сам Чаплин в фильме не снимался), заглавную роль в которой сыграла Эдна Пёрвиенс (исполнительница лирических ролей во многих прежних фильмах Чаплина). Рассказывая о любви и её крахе, это произведение разоблачает корыстный и лицемерный дух буржуазного общества, бесчеловечие «общественного мнения». Глубокий и тонкий реализм фильма, выдающееся режиссёрское искусство Чаплина заслужили признание кинематографистов всего мира, однако массового успеха «Парижанка» не имела. В следующей работе Чаплин возвратился к стихии комического и к образу Чарли: фильм «Золотая лихорадка» (1925) стал шедевром эксцентрической комедии. В условном сюжете (повесть об удачливом золотоискателе) Чаплин воплотил некоторые автобиографические мотивы и продемонстрировал своё мастерство актёра и клоуна, обеспечившее картине триумфальный успех. В лирической трагикомедии «Цирк» (1928) виртуозная клоунада оттеняет тему крушения иллюзий и надежд, вновь возникшую при обращении художника к современности. Одним из самых значительных произведений Чаплина стал фильм «Огни города» (1931, в советском прокате «Огни большого города») наиболее глубокое поэтическое воплощение темы «маленького человека», синтез комедийных и мелодраматических мотивов, который был определён самим Чаплиным как «комический роман». Фильм говорит о стремлении к счастью и борьбе за достоинство обездоленных; любовь бродяги Чарли к слепой девушке развёртывается на фоне современной американской жизни с её углубляющимся контрастом бедности и богатства.
Эволюция Чаплина-художника совпала с нарастанием социально-критических мотивов в кино США и с развитием звукового кино, заменившего немое и потребовавшего новых выразительных средств. Эти процессы сказались на содержании и форме фильма «Новые времена» (1936), где образ Чарли, сталкивающегося с капиталистической эксплуатацией, с безработицей, с недовольством людей, перерастающим в стихийный протест, в значительной мере утрачивает прежнюю условность. В атмосфере фашистской угрозы, нависшей над миром, Чаплин создал фильм «Великий диктатор» (1940) прямой отклик на проблемы, волновавшие человечество. Смелая антифашистская сатира, в которой он сыграл две роли парикмахера Чарли и диктатора Хинкеля (гротескно-карикатурный образ Гитлера), завершается ораторским обращением Чаплина к зрителям патетическим призывом к сопротивлению, к борьбе против фашизма. В годы 2-й мировой войны Чаплин неоднократно выступал за открытие второго фронта, за всемерную помощь советскому народу в войне. Когда же надежды на победу мира были омрачены тревогой и разочарованием, в обстановке начала «холодной войны» Чаплин завершил самое сумрачное и горькое из своих произведений фильм «Месье Верду» (1947). Созданный им образ Верду ожесточившегося «маленького человека», ради денег ставшего женоубийцей, явился открытым обвинением обществу, сделавшему массовые убийства доходным промыслом. Крайне реакционные элементы, возобладавшие в общественной жизни США, подняли против Чаплина очередную кампанию клеветы и политической травли, обвиняя его в приверженности к коммунизму. В это время он начал работать над фильмом «Огни рампы». Законченный в 1952 (премия «Оскар» за музыку, 1972), этот фильм стал одной из вершин искусства Чаплина: по внешности мелодрама о старом клоуне и юной балерине, а по сути философская повесть о жизни и смерти, о любви и творчестве. Словно воссоздав свою артистическую биографию в несколько ином, менее счастливом варианте, Чаплин как сценарист, режиссёр, актёр и композитор выразил взгляд на искусство как на великую силу, связующую человека с жизнью. Выход «Огней рампы» на экраны совпал с окончательным отъездом Чаплина из США. С почётом встреченный в Европе, Чаплин поселился с 1953 в Швейцарии, в городе Веве, где и жил в дальнейшем.
В 1957 Чаплин поставил в Великобритании фильм «Король в Нью-Йорке» и сыграл в нём главную роль. Пользуясь испытанными средствами эксцентриады, он зло высмеял культ наживы и погоню за сенсациями как атрибуты «американского образа жизни». Последней режиссёрской работой Чаплина стала романтическая комедия «Графиня из Гонконга» (1967, Чаплин снялся в эпизодической роли). В 1954 он был награждён Международной премией Мира за выдающийся вклад в дело мира и дружбы между народами. В 1928 и 1972 получал специальные премии «Оскар», в 1972 Золотой приз на кинофестивале в Венеции за творчество в целом.
На протяжении нескольких десятилетий Чаплин создавал свои фильмы, окружённый всемирной славой и любовью многих миллионов зрителей. Свою клоунскую маску он превратил в человеческий образ огромной обобщающей силы, выразивший тревоги и надежды простых людей мира.
Сочинения:
My trip abroad, N. Y., 1922;
В русском переводе Моя биография, М., 1966.Литература:
Чарли Чаплин. Сборник под редакцией В. Шкловского, Л., 1925;
Соколов И. В., Чарли Чаплин, М., 1938;
Чарльз Спенсер Чаплин, под редакцией С. М. Эйзенштейна и С. И. Юткевича, М., 1945;
Авенариус Г. А., Чарльз Спенсер Чаплин. Очерки раннего периода творчества, М., 1959;
Кукаркин А., Чарли Чаплин, М., 1960;
Божович В., Чаплин, в книге: Современные западные режиссёры, М., 1972;
Садуль Ж., Чарли Чаплин, [перевод с французского], М., 1981;
Delluc L., Charlie Chaplin, P., 1921;
Bowman W. D., Charlie Chaplin. His life and art, N. Y., 1931;
Ulm G. v., Charlie Chaplin, king of tragedy, Caldwell, 1940;
Huff Th., An index to the films of Charles Chaplin, L., 1945;
его же, Charlie Chaplin, N. Y., 1964;
Leprohon P., Charles Chaplin, P., 1957;
Viazzi G., Chaplin e la critica, Bari, 1955;
Mitry J., Chariot et la «fabulation» chaplinesque, P., 1957; Chaplin Ch., My father Charlie, N. Y., 1960;
Brož J., Věčný tulák Charlie, 2 vyd., Praha, 1964;
Boost Ch., Chaplin, Den Haag, [1964];
Martin M., Charles Chaplin, nouv. ed., P., 1972;
Chapliniana: Chaplin e la critica, a cura di G. Oldrini, RomaBari, 1979.Л. К. Козлов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.