- Сирийская кинематография
«Обманутые».
Режиссёр Т. Салах.
1972.сири́йская кинематогра́фия. Первый киносеанс в Сирии состоялся в 1906. Датой рождения сирийской кинематографии считается 1928, когда вышел первый отечественный полнометражный художественный фильм Айюба Бадри «Невиновный подсудимый». Более трёх последующих десятилетий из-за длительного господства колонизаторов кинопрактика оставалась уделом энтузиастов, подготовивших к 1963 всего несколько художественных лент. Преобразования в области кино начались после событий, связанных с приходом к власти в марте 1963 Партии арабского социалистического возрождения. В ноябре этого года была образована Генеральная организация сирийского кино, важной инициативой которой стала регулярная отправка за границу (в том числе в СССР) групп молодёжи для изучения различных кинематографических специальностей. В 1969 произведена национализация всего импорта и экспорта фильмов, что не только увеличило в два раза бюджет госсектора кино, но и положительно сказалось на эволюции вкусов местной зрительской аудитории, которую в течение долгих лет представители частного капитала приучали к низкопробной продукции из арсеналов иностранного развлекательного кинематографа. Первый крупный успех сирийской кинематографии — фильм Набиля аль-Малеха, Мервана Муаззина и Мухаммеда аш-Шахина «Люди под солнцем» (1970, премия Карфагенского кинофестиваля). В 1972 фильм «Обманутые» переехавшего в Сирию египетского режиссёра Тауфика Салаха завоевал главную премию Карфагенского кинофестиваля. Успех имела картина Бурхана Алавии «Кафр Касем» (1975, специальный диплом международного кинофестиваля в Москве). В условиях продолжающейся агрессии империализма и сионизма сирийские кинематографисты особое внимание уделяют различным сторонам ближневосточного конфликта. Наиболее значительные киноленты этой тематики — «Обратное направление» (1975) Мервана Хаддада, «Герои рождаются дважды» Салаха Духни и «Красный, белый и чёрный» Башира Сафия (1977). В ряде фильмов нашли отражение актуальные проблемы современности: «Сладкая любовь моя» (1979) Мервана Хаддада и «Ловушка» (1980) выпускника ВГИКа Вади Юсефа. Значительным событием национального киноискусства стала экранизация романа Ханны Мины «Старые фотографии» (1981, режиссёр Набиль аль-Малех). Ведущие режиссёры: Биляль ас-Сабуни, Салах Духни, Мухаммед аш-Шахин, Мерван Хаддад, Набиль аль-Малех, Вади Юсеф.
На киностудиях страны ежегодно выпускается свыше 6 полнометражных художественных фильмов. Из 120 имеющихся в стране кинотеатров государству принадлежит 5. В последние годы в местном прокате возрос удельный вес фильмов социалистических стран. С 1979 в Дамаске раз в два года проводится кинофестиваль стран Арабского Востока, Азии и Латинской Америки под девизом «За прогрессивное освобождённое кино».
также: Указатель фильмов по странам. Сирия
Литература:
Далиль ас-синема аль-арабийя, Каир, 1978;
«аль-Хайятас-синемаийя», 1979, № 1—4;
Будяк Л., Дамаск: фильмы и встречи, «Советский экран», 1982, № 9.А. С. Шахов.
«Сладка любовь моя».
Режиссёр М. Хаддад.
1979.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.