- СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
Смоктуно́вский Иннокентий Михайлович (р. 28.3.1925), советский актёр. Народный артист СССР (1974). Учился в студии Красноярского театра. На сцене с 1946. В 195760 в Ленинградском БДТ. С 1976 в МХАТе. Начал сниматься в кино с 1957, вскоре став одним из наиболее интересных и перспективных артистов, в чьих работах ярко запечатлелись общие тенденции советского кино 1960-х гг. гражданский пафос, тема личной ответственности человека за его время. Оригинальность, нервная утончённость артистической манеры Смоктуновского способствовали созданию таких разноплановых образов, как мужественный геолог Сабинин («Неотправленное письмо», 1960) и «отрицательный» Пал Палыч («Ночной гость», 1959), Моцарт (экранизация оперы «Моцарт и Сальери», 1962) и бесхарактерный шалопай Геннадий («Високосный год», 1962). Большой удачей Смоктуновского стала роль физика Куликова в фильме М. И. Ромма «Девять дней одного года» (1962), исполненная интеллектуального обаяния, человечности, мягкой иронии. Свойственная артисту напряжённая духовность, приверженность теме нравственных исканий, самопознания человека помогли Смоктуновскому дать на экране современную по звучанию и убедительную трактовку шекспировского Гамлета в одноименном фильме Г. М. Козинцева (1964, Ленинская премия, 1965) героя, непримиримого к фальши растленного мира, обладающего обострённым чувством справедливости, открытого добру и свету. Вариантом бескомпромиссной, чистой человеческой души стал эксцентрический комедийный образ «честного» автомобильного вора Деточкина в фильме «Берегись автомобиля» (1966). Ещё одна из немногих комедийных работ Смоктуновского сыгранная с изящной иронией роль Генри в фильме «Как он лгал её мужу» (1956). Созданиям Смоктуновского в 70-е гг. присущи глубинное исследование характеров, крупная лепка и богатая нюансировка неповторимых человеческих портретов как реальных исторических лиц (П. И. Чайковский в фильме «Чайковский», 1970, премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне; иркутский губернатор Цейдлер в фильме «Звезда пленительного счастья», 1975), так и персонажей русской классики (Порфирий Петрович в фильме «Преступление и наказание», 1970, Государственная премия РСФСР, 1971; Войницкий в фильме «Дядя Ваня», 1971; Сальери и Барон в фильме «Маленькие трагедии», 1980; Маргаритов в телефильме «Поздняя любовь», 1983). Анализ современных характеров в их психологической сложности и противоречиях продолжен в фильмах «Дочки-матери» (1974, Вадим), «В четверг и больше никогда» (1978, Иван Модестович), «Барьер» (1979, НРБ, Манев).
Другие фильмы:
«Шторм», «Рядом с нами», «День первый», «На одной планете», «Первый посетитель», «Исполнение желаний», «Романс о влюблённых», «Выбор цели», «Легенда о Тиле», «Степь»; телефильмы «Дорогой бессмертия», «Первая любовь», «Фантазия», «Пиковая дама», «Кража».Сочинения:
Время добрых надежд, М., 1979.Литература:
Актёры советского кино, в. 2, М., 1966;
Лордкипанидзе Н., Путь к образу. С. Бондарчук и И. Смоктуновский на съемках фильма «Дядя Ваня», «Искусство кино», 1973, № 3;Gazda J., Innokientij Smoktunowski, Warsz., 1975.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.