- Спортивное кино
спорти́вное кино́, область киноискусства, объединяющая художественные, документальные, научно-популярные, учебные и мультипликационные фильмы, посвящённые физической культуре и спорту. Спорт стал объектом съёмок с момента возникновения кинематографа. Уже в начале XX в. кадры спортивных соревнований регулярно помещались в периодических киноизданиях, причём предпочтение отдавалось теннису, гонкам на яхтах, скачкам. Исключительным успехом у зрителей в 190708 пользовалась первая, снятая в России, лента «Донские казаки», показывавшая конные скачки, джигитовку и др. В странах, где спорт был хорошо развит, уже в 1910-х гг. создавались игровые ленты с участием героев, демонстрировавших высокое спортивное мастерство.
После Октябрьской революции среди многих мероприятий Советской власти по воспитанию нового человека важное место отводилось работе в области физической культуры и спорта. В кинолетопись первых лет революции входят уникальные кадры выступления В. И. Ленина на параде отрядов Всеобуча на Красной площади 25 мая 1919. В 20-х гг. резко увеличилось количество киносъёмок о деятельности физкультурных и спортивных организаций в городах и сёлах операторы-хроникёры запечатлели на плёнке лыжные агитпоходы, массовые выступления гимнастов, занятия физкультурников и др. Этапом в становлении советского спортивного кино стал первый полнометражный спортивный документальный фильм «Всесоюзная спартакиада» (1928, режиссёр Я. М. Посельский). В 30-х гг. началось производство научно-популярных и учубных спортивных лент («культур-фильмов»). Первые такие фильмы были посвящены видам спорта, входящим в комплекс «Готов к труду и обороне СССР». К этому времени относится также зарождение спортивной мультипликации.
В период немого кино было снято лишь несколько, преимущественно комедийных, спортивных фильмов. Пионером в игровой кинематографии стал режиссёр В. И. Пудовкин, поставивший в 1925 фильм «Шахматная горячка». В 30-х гг. снимались как документальные, так и игровые ленты на спортивные темы. В 1936 на киностудии «Ленфильм» был поставлен первый звуковой фильм «Вратарь» (по Л. А. Кассилю, режиссёр С. А. Тимошенко).
После Великой Отечественной войны, во время которой выпуск спортивных лент резко сократился, на экраны вышли первые цветные спортивные ленты, получившие высокую оценку в СССР и за рубежом: документальный фильм «Молодость нашей страны» (1946, режиссёры С. И. Юткевич, И. М. Посельский, И. В. Венжер) и короткометражный научно-популярный фильм «Зимний спорт в Москве» (1947, режиссёры Д. А. Боголепов, В. Г. Сутеев). С 1946 на ЦСДФ начался выпуск ежемесячного киножурнала «Советский спорт».
В соответствии с постановлением партии и правительства по вопросам развития массового физкультурного движения в стране (1948) начался регулярный выпуск документальных и научно-популярных фильмов, пропагандирующих физическую культуру и спорт. Выпускались и художественные фильмы.
В 50-е гг. в активную работу по созданию документальных и научно-популярных фильмов включилась большая группа молодых режиссёров и операторов воспитанников ВГИКа. Их деятельность характеризуется настойчивыми поисками новых форм показа спорта на экране, возросшим искусством драматургического построения и монтажа. В спортивном кино стали работать над сценариями Ю. М. Нагибин, Ю. В. Трифонов, А. М. Борщаговский, Л. Г. Зорин, Л. А. Браславский, Г. А. Долгопятов, Г. А. Кушниренко, Д. С. Полонский, И. С. Прок и др. В 1957 была создана Федерация спортивного кино СССР общественная организация, объединившая деятелей кино и спорта.
С 1963 советское спортивное кино успешно участвует в международных фестивалях спортивных фильмов. Дебют состоялся на фестивале в Кортина-дАмпеццо (Италия), где в результате конкурса фильмов 24 стран кинопрограмма Советского Союза завоевала главную премию фестиваля. В последующие годы нат международном кинофестивале в Портороже (СФРЮ), Оберхаузене (ФРГ), Тренто (Италия) и Сен-Венсане (Италия), Гренобле, Реймсе (Франция), Будапеште, Лондоне, Париже свыше 90 советских спортивных фильмов отмечено призами и наградами.
С 1966 (один раз в два года) проводятся Всесоюзные фестивали спортивных фильмов, где лучшим художественным, документальным, научно-популярным, учебным и мультипликационным фильмам присуждаются золотые, серебряные и бронзовые медали. 1-й Всесоюзный фестиваль состоялся в Москве, последующие в Тбилиси, Риге, Одессе, Таллине, Минске, Ленинграде, Фрунзе.
Наряду с ежемесячным всесоюзным киножурналом «Советский спорт» периодические спортивные киножурналы выпускаются на Украине «Радянский спорт», в Латвии «Спортивное обозрение», Казахстане «Казахстан спортивный», и др. По заказу Спорткомитета СССР, Министерства просвещения СССР и других организаций осуществляется съёмка учебных фильмов, в работе над которыми участвуют виднейшие тренеры и спортсмены. С 1968 началось производство спортивных телефильмов в творческом объединении «Экран», а также на многих республиканских киностудиях.
В других социалистических странах развитию спортивного кино уделяется большое внимание. Наряду с хроникальными сюжетами в периодических киножурналах систематически выпускаются спортивные фильмы всех жанров. Большую познавательную ценность представляют документальные и учебные фильмы, посвящённые видам спорта, наиболее распространённым в данной стране, например: для ВНР современное пятиборье и водное поло, ГДР гребной спорт и лёгкая атлетика, НРБ тяжёлая атлетика, борьба и т. д.
Спортивное кино капиталистических государств посвящено таким видам спорта, как автомобильные гонки, профессиональный бокс, горнолыжный спорт, фигурное катание и др. В первую очередь это относится к художественным фильмам, к участию в которых привлекаются спортсмены чемпионы мира и Олимпийских игр (С. Хени, Дж. Вайсмюллер, Т. Зайлер, Ж. К. Килли и др.). Документальные спортивные фильмы, которые менее зависят от вкусов продюсеров и финансовых затрат, в своих лучших образцах представляют несомненный интерес как в творческом, так и в техническом плане благодаря широкому использованию новейшей киноаппаратуры, оптики, плёнки.
Особое место в мировом спортивном кино занимают ленты о летних и зимних Олимпийских играх, в создании которых участвуют видные деятели кинематографа. Эти фильмы с 1948 выпускаются под эгидой Международного олимпийского комитета и наиболее полно демонстрируют достижения любительского спорта всех континентов. Официальный фильм об играх XXII Олимпиады «О спорт, ты мир!» (1981, режиссёр Ю. Н. Озеров) создан на «Мосфильме» специальным творческим объединением «Олимпиада-80».
Литература:
Блинов Г., Прок И., Спорт глазами кино, в сборнике: Физическая культура и спорт в СССР, М., 1963;
1-й Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов, М., 1966;
Прок И., Турнир спортивных фильмов, «Физкультура и спорт», 1967, № 4;
2-й Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов, М., 1968;
3-й Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов, М., 1970;
4-й Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов, М., 1972;
Шишигин М., На экране спорт, в его книге: Спорт. Информация... Информация..., М., 1974;
Валиахметов А. [и др.], Спорт: радости, конфликты, драмы..., «Искусство кино», 1978, № 4;
Чирков Б., Полонский Д., Кино и спорт, «Правда», 1976, 26 августа;
5-й Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов, М., 1974;
6-й Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов, М., 1976;
7-й Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов, М., 1979;
8-й Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов, М., 1981;
9-й Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов, M., 1983.И. С. Прок.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.