- Сюрреализм
сюрреали́зм (франц. surréalisme, буквально сверхреализм), авангардистское направление в художественной культуре XX в. Первоначально возникло во Франции, теоретически и организационно сложилось к середине 20-х гг. («Манифест сюрреализма» А. Бретона, 1924). Термин введён французским поэтом Г. Аполлинером. Теоретические принципы сюрреализма основаны на утверждении, что задачей искусства является познание скрытых областей действительности, которые якобы недоступны для разума. Истоки художественного творчества, согласно эстетике сюрреализма, исключительно в сфере бессознательного и подсознательного. Сюрреализм опирается на идеи фрейдизма, считая, что только во сне или в безумии освобождённое подсознание приносит людям постижение подлинной истины. Это направление крайнего иррационализма и субъективизма, отрицающее идею, сюжет, характер и рассматривающее творчество как стихийный импульс подсознания.
Эстетика сюрреализма в кино основана на алогичных сочетаниях элементов реальности, из которых создаётся «сверхреальность». Сюрреалистские фильмы картины видений, снов, туманной символики. Возникновение сюрреализма в кино связано с деятельностью французского «Авангарда». В фильмах «Андалузский пёс» (1928, режиссёр Л. Буньюэль, с С. Дали), «Раковина и священник» (1928, сценарист А. Арто, режиссёр Ж. Дюлак) в странных, алогичных образах, составленных из элементов реальности, воплощены темы подавленных эротических устремлений, страданий, смерти. В некоторых сюрреалистских фильмах выражены, с одной стороны, эпатирующий протест против коммерческого кинематографа, с другой элементы социальной критики. Фильм режиссёра Буньюэля «Золотой век» (1930), направленный против католической церкви и буржуазного государства, был запрещён французской цензурой.
С конца 40-х гг. сюрреалистские фильмы ставят главным образом режиссёры США, примыкающие к «подпольному», или экспериментальному кино (см. Соединённых Штатов Америки кинематография). Наибольшую известность получили сюрреалистские фильмы режиссёров М. Дерен, К. Харрингтона, К. Энгера, С. Брекхейджа. Некоторые фильмы содержат неосознанный социальный протест, неприятие буржуазного образа жизни, страх перед угрозой войны, недовольство подавлением личности в капиталистическом обществе. Большинство сюрреалистских фильмов проникнуто настроениями тоски, одиночества, смерти, многие из них передают патологические состояния человеческой психики.
Литература:
Абрамов Н., Сюрреализм и абстракционизм в американском кино, в сборнике: Вопросы киноискусства, в. 5, М., 1961;
Renan S., An introduction to the American underground film, N.Y., 1967;
Passeron R., Encyclopédie du surréalism, P., 1977;
Williams L., Figures of desire. A theory and analysis of surrealist film, Urbana, 1981.М. С. Шатерникова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.