Туркменской ССР кинематография

Туркменской ССР кинематография
«Дурсун».

«Дурсун».
Режиссёр Е. Иванов-Барков.
(Дурсун — Н. Алисова.)
1940.

Туркме́нской ССР кинематогра́фия. 7 февраля 1926 СНК Туркменской ССР принял решение об организации Ашхабадской кинофабрики. Предстояло создать национальную кинематографию. У истоков туркменского кино стояли режиссёры, операторы, актёры, представители многих национальностей: А. Ледащев. Е. А. Иванов-Барков, М. С. Донской, И. А. Савченко, Р. Л. Кармен, М. В. Мэй, Д. М. Мамедов, Б. М. Муратовский, И. А. Чикноверов и др.

Как и всё советское кино, туркменская кинематография начиналась с хроники. Выборы в Советы, посевная страда, занятия в школе ликбеза, закладка памятника В. И. Ленину в Ашхабаде, празднование годовщины Великого Октября — события, запечатленные первыми хроникёрами. В последующие годы появились документальные фильмы-обзоры («По Туркмении и Бухаре с киноаппаратом», режиссёр И. Н. Лозиев, «Туркмения», режиссёр А. Владычук, оба 1929, и др.) и так называемые инструктивные фильмы («Шёлк», «Хлопок», «Каракуль», «Салорская роза» и др.). Работавший ранее в области документального кино и «инструктивного фильма» режиссёр Владычук в 1929 снял первую художественно-документальную ленту «Белое золото». Сюжет картины был несложен: бывший батрак Курбан, окончив в городе курсы трактористов, в родном ауле организовывал колхоз. Картина, агитируя за создание колхозов в республике, имела определённое пропагандистское значение. Первые художественные ленты начинающих кинематографистов были далеки от подлинного реалистического искусства, в них ещё были сильны черты старой мелодрамы, которая не могла уже вместить содержания, выдвинутого новой действительностью. Но в этих лентах («Забыть нельзя», 1931, режиссёр Д. Познанский; «Первый в пустыне», 1932, режиссёр М. Быстрицкий; «Семь сердец», 1935, режиссёр Н. И. Тихонов) отражалась жизнь республики: создание колхозов, борьба с засухой и саранчой, поиски нефти, строительство серного завода в Каракумах. Эти фильмы имели значение и для самого национального кинематографа: происходило накопление сил — режиссёрских, операторских, появились первые национальные актёры кино — К. Кульмурадов, С. Мурад, А. Меляев и др.

Важная веха в истории туркменской кинематографии — фильм «Я вернусь» (1935, режиссёр Ледащев). Созданный по мотивам поэмы туркменского поэта О. Ташназарова «Батрак», фильм рассказывал о том, как пришёл в революцию бывший батрак Курбан, о росте классового самосознания бедняков, о дружбе туркмен и русских, скреплённой кровью в боях за свободу.

В 30-е годы снимались игровые фильмы, в которых нашла отражение военно-патриотическая тема («Умбар», 1937, режиссёр А. Маковский; «Советские патриоты», 1939, режиссёр Г. С. Ломидзе, и др.). Заметным явлением стал фильм «Дурсун» (1940, режиссёр Иванов-Барков). Тема духовного раскрепощения женщины-туркменки, её борьба против канонов ислама решалась в сложных драматических коллизиях. Фильм «Дурсун» открыл новую, «туркменскую» страницу творческой биографии одного из старейших советских режиссёров Иванова-Баркова. Режиссёр собирал вокруг себя людей, увлечённых кинематографом: первые национальные кадры актёров, режиссёров, художников, операторов учились на съёмочной площадке его картин. С ним начинали свою работу будущий крупный деятель национального экрана А. Карлиев, талантливые драматические актёры А. Дурдыев, К. Бердыев, К. Кульмурадов, М. Шафигуллина, С. Атаева и др.

В начале Великой Отечественной войны в Ашхабад была эвакуирована Киевская киностудия. В павильонах Ашхабадской киностудии (до 1938 называвшейся Ашхабадской кинофабрикой, с 1958 — «Туркменфильм») одновременно работали кинематографисты Украины и Туркмении. Здесь снимал Савченко фильм «Партизаны в степях Украины», Донской — фильмы «Радуга» и «Как закалялась сталь». Они стали школой практического опыта для участвовавших в съёмках в качестве ассистентов Карлиева, М. Атаханова, Я. Шамурадовой, для занятых в эпизодах туркменских актёров. Кинематографисты двух студий вместе выпускали «Боевые киносборники».

Первые послевоенные годы были трудными для туркменской кинематографии. Война прервала приток молодых сил, многие из тех, кто начинал работать на студии, не вернулись с фронта. Землетрясение 1948 надолго вывело из строя производственно-техническую базу: снимавшиеся документальные фильмы обрабатывались на других киностудиях. После «Далёкой невесты» (1948, режиссёр Иванов-Барков), в форме музыкальной комедии рассказавшей о возвращении солдат к мирному труду, только в 1955 на экраны вышла новая художественная лента: Р. Я. Перельштейн снял драматическую повесть из жизни туркменской интеллигенции «Сын пастуха». Но ни этот фильм, ни последовавшие за ним картины «Хитрость старого Ашира» (1956, режиссёр Перельштейн), «Честь семьи» (1957, режиссёр И. И. Мутанов), «Первый экзамен» (режиссёры X. Агаханов, П. Сыров), «Айна» (режиссёры Карлиев, В. Иванов) — оба 1959, не оставили заметного следа в истории национального кино. Важные проблемы решались в них назидательно-прямолинейно, нередко их создателям изменял вкус. Эти и другие тенденции, проявившиеся в ряде работ, получили критическую оценку в постановлении ЦК КП Туркмении «О крупных недостатках в деятельности “Туркменфильма”» (1961).

В начале 60-х гг. на студии появились первые выпускники ВГИКа — Ходжакули Нарлиев, К. Язханов, М. Курбанклычев, Я. Сеидов, М. Союнханов и др. В 1964 режиссёр-дебютант Б. Б. Мансуров снял фильм «Состязание». Идейно насыщенный, выразительный по поэтическому киноязыку фильм на многие годы определил пути развития туркменского кино, характеризующиеся интенсивными поисками новых художественных средств, стремлением к острой постановке сложных проблем человеческих взаимоотношений, решением их психологически углублённо, с позиций социалистического реализма. Если в фильме «Состязание» общечеловеческие философские и нравственные проблемы решались на материале историческом, то в фильме «Утоление жажды» (по Ю. В. Трифонову, 1967) Мансуров ставил эти вопросы на материале современности. В «Рабыне» (по новелле А. П. Платонова «Такыр», 1970) режиссёр снова обратился к недавней истории — пути туркменского народа в революцию. В центре внимания художника — человек, познающий себя, а также мир в его сложных взаимосвязях, в извечной борьбе добра и зла. К 30-летию победы в Великой Отечественной войне Мансуров поставил картину «Смерти нет, ребята!» (1970).

Плодотворные поиски в области содержания и формы, начатые Мансуровым и оператором Ходжакули Нарлиевым (они вместе снимали «Состязание», «Утоление жажды» и «Рабыню»), характерны для работ других режиссёров 60—70-х гг. Один из зачинателей туркменской кинематографии Карлиев создал историко-революционный фильм «Решающий шаг» (1966) о становлении Советской власти в Туркменистане. Картина, рассказывавшая о влюблённых, судьба которых тесно переплелась с судьбами народа и революции, отмечена гражданским пафосом, психологической достоверностью. Это же свойственно и следующим его работам: «Махтумкули» (1968) о жизни великого национального поэта и философа и «Тайны мукама» (1974) о трагической судьбе туркменской женщины-музыканта и певицы Каркары, жившей до революции. Черты нового киноязыка появились и в фильме другого режиссёра старшего поколения Атаханова — «Дорога горящего фургона» (1967) о начале колхозного движения в республике, о первых комсомольцах, их любви и дружбе, их борьбе с затаившимися врагами нового строя. Приток новых режиссёров и операторов обусловил прежде всего количественный рост создаваемых студией картин. Если в 1929—63 «Туркменфильм» выпустил 24 художественные картины, то за последующие 20 лет на экраны вышло 50. Этот рост стимулировал обновление национального киноискусства, утверждая жизнестойкость новых художественных тенденций, стилевых поисков, характерных в эти годы для всего советского кинематографа.

Значительное достижение туркменского кино — картина Ходжакули Нарлиева «Невестка» (1972) — кинопоэма о любви, женском сердце, в котором живёт память о муже, не вернувшемся с войны. Неторопливый, пронизанный грустью рассказ об одиночестве молодой красивой женщины прозвучал как страстное обвинение войне. Фильм демонстрировался во многих странах мира. Историко-революционная лента Нарлиева «Когда женщина оседлает коня» (1975) в выразительных художественных образах раскрывала мысль об исторической и нравственной обречённости старого мира. На новом для себя материале режиссёр продолжал и тему о величии и благородстве женщины, о силе её любви, способствующей свершению подвига во имя людей. Здесь, как и в «Невестке», раскрылась драматическая одарённость актрисы М. Аймедовой. Лента «Умей сказать “нет”!» (1977) Нарлиева направлена против унижающего человека старого обычая — калыма — купли невесты. Фильм, показанный во всех аулах республики, имел огромный общественный резонанс. В фильме «Дерево Джамал» (1981) Нарлиев рассказал о светлой, полной тревог и надежд жизни и трагической гибели молодой женщины-чабана. Это тонкая художественно-философская притча о неистребимости добра, его животворной силе и неизбежной победе над злом. Трудным будням туркменских газовиков на одном из промыслов посвящен фильм Нарлиева «Кара-Кумы, 45° в тени» (1983).

В фильмах Нарлиева, его молодых коллег X. Какабаева («Мальчик с осликом», 1974, «Цвет золота», 1975, «Похищение скакуна», 1979, «Вот вернётся папа», 1982), К. Оразсахатова («Наследник», 1976), Ходжадурды Нарлиева («Белая мгла», 1977, «Утренние всадники», 1981) проявились исконно национальные черты в обычаях и нравах героев, в повседневном быту — сдержанность чувств, самоуглублённость, неторопливость в решении сложных вопросов жизни. Эта своеобычность героев лучших туркменских фильмов во многом определяет особенности их национальной формы. История туркменской кинематографии — это не прямой путь от успеха к успеху. Но всё чаще картины «Туркменфильма» получают широкое признание. По заказу Гостелерадио студия сняла художественный фильм «Приключения Алдар-Косе» (1970, режиссёр Л. И. Репин), «Мал, да удал» (1974) и «Волшебная книга Мурада» (1975) — оба режиссёра Союнханова, «Лето Сахата» (1976), «Свет маяка» (1977) и «Любовь не прощает» (1980) — все режиссёра И. Бекмиева, «Старик и девочка» (1981, режиссёр Ходжадурды Нарлиев).

Значителен вклад в развитие туркменского кино и документалистов. Темы и проблематика киноочерков были тесно связаны с жизнью республики на всех этапах её развития: освоение пустыни, строительство заводов, открытие и освоение запасов нефти, газа, богатств Кара-Богаза, борьба за высокие урожаи хлопка, строительство Каракумского канала и др. Более 30 лет проработал в документальном кино режиссёр и оператор В. А. Лавров, снявший свыше 100 фильмов. Режиссёр Мэй, операторы Муратовский, Мамедов способствовали приходу в документальный кинематограф В. Гукасова, К. Курбанклычева, А. Геокленова, Оразсахатова и многих других. Почти все ныне известные деятели художественного кино начинали как документалисты. Ходжакули Нарлиев снял несколько киноочерков как режиссёр и оператор («Твои глаза», 1959, «Кара-Бугаз», 1961, «Я и мои братья», 1964, «Три дня одного года», 1968, и др.). Оразсахатов, Какабаев, Бекмиев, Союнханов также начинали как документалисты. Молодые режиссёры С. Молланиязов («Сотая доля пути», 1974, «Уста-кую», 1976, «Материнская слава», 1977), Б. Аннабердыев («Краски, которые дарит природа», 1976, «Автограф — городу» и «Бяшим Нурали», 1977), Ю. А. Карагёзов («Жизненная позиция» и «Четвёртая очередь», 1977) в своих фильмах пристально всматриваются в жизненные проблемы наших дней, воссоздают коллективный образ современника.

С 1966 в республике выходит киножурнал сатиры и юмора «Найза» («Копьё», четыре номера в год). В 1975 в туркменском кино родилась мультипликация. Появились фильмы-сказки по мотивам национального фольклора: «Пузырь», «Бедняк и жадный бай», «Ковёр-самолёт» (все режиссёра М. Чарыева). Ежегодно выпускается 5 художественных (в том числе телефильмы), 15—17 документальных фильмов, дублируется около 50 советских и зарубежных художественных фильмов. В 1963 основан СК Туркмении. В республике около 1300 киноустановок.

Литература:
Репин И., Айзенберг Я., Киноискусство Туркменистана, Аш., 1962 (на туркменском языке);
их же, Молодость искусства, Аш., 1965;
Абдуллаев Б., Туркменская литература на экране, Аш., 1968;
Вартанов А., Новое и старое в туркменском кино, «Искусство кино», 1977, № 6;
Агаева Г., Современное туркменское кино, Аш., 1980;
Харитонова В., Кино Туркмении, М., 1982.

X. И. Гусейнов.

«Состязание».

«Состязание».
Режиссёр Б. Мансуров.
(Шукур-бакши — А. Хандурдыев.)
1964.

«Решающий шаг».

«Решающий шаг».
Режиссёр А. Карлиев.
1966.

«Дорога горящего фургона».

«Дорога горящего фургона».
Режиссёр М. Атаханов.
1967.

«Рабыня».

«Рабыня».
Режиссёр Б. Мансуров.
(Джамаль — Н. Гельдыева.)
1970.

«Невестка».

«Невестка».
Режиссёр Х. К. Нарлиев.
(Огулькейик — М. Аймедова.)
1972.

«Тайны Мукама».

«Тайны Мукама».
Режиссёр А. Карлиев.
1974.

«Цвет золота».

«Цвет золота».
Режиссёр Х. Какабаев.
1975.

«Наследник».

«Наследник».
Режиссёр К. Оразсахатов.
1976.

«Дерево Джамал».

«Дерево Джамал».
Режиссёр Х. К. Нарлиев.
(Джамал — М. Аймедова.)
1981.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Туркменской ССР кинематография" в других словарях:

  • Армянской ССР кинематография — «Намус». Режиссёр А. Бек Назаров. (Рустам — Г. Нерсесян, Сусанна — М. Шахубатян Татиева.) 1926. Армянской ССР кинематография. До установления Советской власти (1920) киносъёмки в Армении носили случайный характер. Первые съёмки… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Советская кинематография — советская кинематография. Победа Октябрьской революции положила начало развитию многонациональной советской кинематографии. Советское кино началось с хроники: операторы документалисты, тогда ещё работавшие на частных студиях, запечатлевая дни… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Библиография —         Население          Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… …   Большая советская энциклопедия

  • Азербайджанская Советская Социалистическая Республика — (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы)         Азербайджан.          I. Общие сведения          Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»