- ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич
Тыня́нов Юрий Николаевич (6.10.189420.12.1943), советский литературовед, писатель, теоретик кино, сценарист. В 1918 окончил Петроградский университет. В 192130 профессор Института истории искусств. Печатался с 1921, по вопросам кино с 1924. Был членом ОПОЯЗа (Общества по изучению поэтического языка). В 192627 возглавлял сценарный отдел «Севзапкино», в 1926 организовал кинофакультет в Институте истории искусств. В статьях 192429 Тынянов разрабатывал центральные проблемы складывавшейся в этот период поэтики кино. Рассматривая кино как полноправное специфическое искусство, Тынянов сопоставлял его в историко-генетическом плане с литературой и театром. Наряду с Л. В. Кулешовым, С. М. Эйзенштейном, Б. М. Эйхенбаумом, В. Б. Шкловским начал изучение условной природы экранного повествования, связывая её с особенностями восприятия кинозрелища. Тынянов установил принципиальные различия между образным пространством-временем в театре и в кино; он рассматривал выразительные средства нового искусства, создающие художественный мир фильма динамическое фабульно-сюжетное, жанрово-стилевое единство. В пределах этого единства Тынянов изучал семантику выразительных средств экрана, которые он называл «смысловыми знаками» (внутри кадра, в межкадровом монтаже, в общей конструкции вещи); их соотношение он понимал как «смысловую перепланировку мира на экране».
В работах Тынянова сформулированы важные положения о соотношении кино и поэзии, о специфике фабулы и сюжета в кино, об их взаимосвязи с жанрами и стилями, о несовпадении темы и материала в художественном произведении. Тынянов отвергал идею звукового и цветового кино, считая, что в «кинетофоне» будет разрушена изначальная условность экранного зрелища. Но при этом он высказал ряд проницательных суждений о реальных опасностях иллюстративного использования звука и цвета. Методология, развёрнутая Тыняновым в его работах о кино, обогатила теоретический аппарат искусствоведческих исследований.
Тынянов внёс значительный вклад в практику и теорию экранизации. Работал в содружестве с группой ФЭКС. Сценарий фильма «Шинель» (по Н. В. Гоголю, 1926) был новаторским произведением, открывшим плодотворный путь творческой интерпретации литературной классики взамен её иллюстрирования. Сценарий фильма «С. В. Д.» («Союз великого дела», 1927, с Ю. Г. Оксманом) явился одной из первых принципиальных удач советского кино в освоении исторического материала. Среди сценариев Тынянова: «Ася» (по И. С. Тургеневу, 1928, с Оксманом, М. Ю. Блейманом, режиссёр А. В. Ивановский), «Поручик Киже» (по своей повести, 1934, режиссёр А. М. Файнциммер). Во второй половине 20-х гг. совместно с В. А. Кавериным Тынянов написал сценарий «Окно над водой» (поставлен не был). В 1928 работал над либретто по роману «Смерть Вазир-Мухтара», в 1930 над сценарием «Обезьяна и колокол».
Углублённое изучение кинематографического наследия Тынянова, начатое в середине 60-х гг., выявило его теоретическую и практическую ценность.
Сочинения:
«Не кинограмота, а кинокультура», «Кино», 1926, № 36;
Либретто кинофильма «Шинель», в сборнике: Из истории Ленфильма. Статьи, воспоминания, документы. 19201930 годы, в. 3, Л., 1973;
Поэтика. История литературы. Кино, М., 1974.Литература:
Юрий Тынянов. Писатель и ученый. Воспоминания. Размышления. Встречи, М., 1966;
Зоркая Н., Тынянов и кино, в сборнике: Вопросы киноискусства, в. 10, М., 1967;
Сэпман И., Тынянов-сценарист, в сборнике: Из истории Ленфильма, в. 3, [Л., 1973].Е. С. Левин.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.