- КЛЕМАН Рене
Клема́н Рене (Clement) (р. 18.3.1913), (французский режиссёр. Изучал архитектуру в Школе изящных искусств в Париже. В 1931 снял как любитель серию экспериментальных фильмов. Первые профессиональные работы в кино мультипликации. Был оператором-документалистом, снимал рекламные ленты. В годы 2-й мировой войны был связан с движением Сопротивления французских железнодорожников. Его фильм «Битва на рельсах» (1945, главная премия международного кинофестиваля в Канне, 946), выдержанный в тоне документального повествования, одно из значительных произведений о героической борьбе народа Франции с гитлеровскими захватчиками. Фильм «Проклятые» (1947) художественное раскрытие морального разложения фашистских моряков-подводников. Фильм «По ту сторону решётки» (1948, в советском прокате «У стен Малапаги», премия международного кинофестиваля в Канне, 1949, и премия «Оскар», 1951), повествующий об обречённости героя, преследуемого прошлым, в косвенной форме отразил настроения тревоги и разочарования, охватившие после войны некоторую часть французов. Картина «Запрещённые игры» (1952, главная премия международного кинофестиваля в Венеции и премия «Оскар») ярко выразила антивоенную тему: события 2-й мировой войны показаны через восприятие девочки-сироты, нашедшей прибежище у крестьян, жизнь и нравы которых изображены с острой наблюдательностью. Фильм «Господин Рипуа» (1954, специальная премия международного кинофестиваля в Канне) исследование психологии современного Дон Жуана. В фильме «Жервеза» (по роману Э. Золя «Западня», 1956, премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Венеции) режиссёр убедительно передал жестокость социальной среды, губящей героиню. «Плотина на Тихом океане» (по М. Дюра, 1958, Италия США) зрелищный приключенческий фильм, который Клеман попытался насытить размышлениями над реальными жизненными проблемами. В ленте «На ярком солнце» (1960) режиссёр показал современного молодого авантюриста, готового на любое преступление. В фильмах «День и час» (1963) и «Горит ли Париж?» (1966, с США) Клеман вновь обратился к теме войны и Сопротивления. В 6070-е гг. всё большее место в творчестве Клемана начали занимать чисто развлекательные фильмы, в основном детективы: «Хищники» (1964), «Пассажир дождя» (1970), «Дом под деревьями» (1971), «Бег зайца по полям» (1972), «Приходящая няня» (1975) и др. Клеман один из организаторов группы «Центр молодых», которая в 1943 была преобразована в ИДЕК. В 1952 на международном кинофестивале в Канне Клеману была присуждена «Большая независимая премия» за вклад в киноискусство.
Другие фильмы:
«Красавица и чудовище» (технический консультант, режиссёр Ж. Кокто). «Благонадёжный папаша» (техническая постановка, режиссёр Ноэль-Ноэль) оба 1946, «Стеклянный замок» (1950), «Как хорошо жить» (1961. Италия).Литература:
Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, пер. с франц., М., 1960;Турицын В., Рене Клеман. М.. 1978.
В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.