Фронтовая кинохроника

Фронтовая кинохроника

фронтова́я кинохро́ника, вид документальной хроники, отражающий события военных лет. Развитие русской фронтовой кинохроники связано с годами 1-й мировой войны. В 1914 был организован киноотдел при Скобелевском комитете (благотворительная организация, призванная оказывать помощь больным и увечным воинам), который получил монопольное право на выпуск фронтовой кинохроники. На фронтах 1-й мировой войны начали свою деятельность операторы П. В. Ермолов, П. К. Новицкий, А. Д. Дигмелов и др., продолжавшие работу после Октябрьской революции.

Интервенция и Гражданская война 1918—20 были запечатлены в кинохронике. В киножурнале «Кинонеделя» (1918—19) регулярно помещались сюжеты, снятые на фронтах. В 1918—21 создавались тематические выпуски и короткометражные фильмы: «Первая конная на фронте» (оператор Э. К. Тиссэ), «В тылу у чехословаков», «Царицынский фронт» (оператор А. Г. Лемберг), «Взятие Казани», «Взятие Одессы советскими войсками» (оператор Ермолов), «Вступление советских войск в Киев» (оператор Новицкий), «Чёрные дни Кронштадта» (операторы Ф. К. Вериго-Даровский, Н. Ф. Козловский, В. П. Лемке) и др. В 1921 режиссер Д. Вертов смонтировал из документальных лент фильм «История Гражданской войны», состоящий из 13 частей.

В последующие годы советские операторы-хроникёры проводили съёмки конфликта на КВЖД (1929), событий на озере Хасан (1938), на реке Халхин-Гол (1939). Операторы В. С. Ешурин, С. Я. Коган, Д. И. Овсянников, П. И. Паллей, Е. Ю. Учитель, C. Н. Фомин и др., снимавшие военные операции на финском фронте (1939—40), создали фильм «Линия Маннергейма» (1940, Государственная премия СССР, 1941). С началом Великой Отечественной войны операторы кинохроники были направлены для съёмок боевых действий. Ленинградские хроникёры объединились в киногруппы Северного фронта и Балтийского флота, московские операторы были командированы на Северо-Западный, Западный, Юго-Западный и Южный фронты, на Черноморский и Северный флоты. Украинские операторы создали самостоятельную киногруппу. Деятельность киногрупп проходила под оперативным руководством Политуправления фронта или флота, творческое руководство и материально-техническое обеспечение осуществлялось Главным управлением по производству хроникально-документальных фильмов. Партизанская война, разгоревшаяся в тылу врага, стала также объектом съёмок. Операторы по несколько месяцев работали в партизанских соединениях. Группа для съёмок фильма «Народные мстители» работала во многих партизанских соединениях. В условиях действующего фронта оператору приходилось снимать общие планы боя, укрупнять их, выделив нужные детали, снимать крупным планом людей, а это значило — приблизиться к объекту съёмки.

Первый сюжет с фронта был помещён в «Союзкиножурнале» № 63 за 1941 (операторы Ешурин и Коган). Каждый новый номер киножурнала включал специальный раздел «Репортаж с фонтов Отечественной войны». В конце 1941 во фронтовых группах находилось 29 операторов. Были выпущены фильмы «24-й Октябрь» («Парад на Красной площади 7 ноября 1941», монтаж режиссера Л. В. Варламова), «Наша Москва» (режиссер М. Я. Слуцкий, главный оператор И. И. Беляков, Государственная премия СССР, 1942), специальные выпуски «Все силы на разгром врага», № 1—3 (режиссеры С. Н. Гуров, Н. Н. Кармазинский, Л. И. Степанова), «На защиту родной Москвы» (режиссер Варламов, Р. Б. Гиков, Б. Р. Небылицкий, Кармазинский). Перенося все тяготы войны наравне с бойцами и командирами, операторы засняли в 1941—42 материал для создания больших полнометражных фильмов: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, режиссер Варламов, И. П. Копалин, операторы Беляков, Г. М. Бобров, Т. З. Бунимович, П. Д. Касаткин, Р. Л. Кармен, А. А. Крылов, А. А. Лебедев, Б. К. Макасеев, Небылицкий, В. А. Штатланд, С. Я. Шер, А. Г. Щекутьев, А. П. Эльберт, М. И. Сухова, В. В. Соловьёв, М. А. Шнейдеров, Государственная премия СССР), «Ленинград в борьбе» (1942, режиссер Кармен, Н. Г. Комаревцев, В. М. Соловцов, Учитель, главный оператор А. Л. Богоров, Учитель, Фомин и ещё 19 операторов, Государственная премия СССР, 1943), «Черноморцы» (1942, режиссер В. Н. Беляев, операторы В. В. Микоша, Д. Г. Рымарев, Ф. Г. Кротик-Короткевич, Г. А. Донец, А. Г. Кричевский, А. И. Омолка, Государственная премия СССР, 1943).

Во время войны фронтовые группы пополнялись выпускниками операторского факультета ВГИКа, операторами научно-популярного и художественного кино. Во фронтовых съёмках участвовало около 260 операторов. Движимые патриотическими чувствами, операторы производили съёмки, рискуя жизнью. Смертью храбрых погибли операторы И. С. Авербах, А. Н. Быстров, Н. В. Быков, А. М. Балухтин, Б. В. Вакар, В. П. Высоцкий, М. М. Капкин В. В. Килосанидзе, В. А. Крылов, П. А. Лампрехт, Я. С. Лейбов, И. Ф. Малов, В. Н. Муромцев, Н. П. Номофилов, Ф. И. Печул, Б. Я. Пумпянский, Г. Е. Родниченко, Н. А. Самгин, Я. М. Славин, А. В. Солодков, С. А. Стояновский, В. А. Сумкин, В. А. Сущинский, Сухова, Шер, А. П. Шило, А. П. Эльберт, Д. Я. Эдельсон; режиссеры В. С. Митрофанов, Е. В. Червяков; директора групп А. И. Знаменский, П. А. Павлов-Росляков; звукооператор Г. К. Фомин.

На материалах фронтовой кинохроники в военные годы было создано 284 номера «Союзкиножурнала», 45 киножурналов «Новости дня», 78 киножурналов «Пионерия» и «Советское искусство», свыше 60 специальных выпусков, 102 короткометражных и 41 полнометражный фильм. Наиболее значительные фильмы, помимо названных, — «День войны» (1942, режиссер М. Я. Слуцкий), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, режиссеры А. П. Довженко, Ю. И. Солнцева, Я. П. Авдеенко), «Сталинград» (1943, режиссер Варламов, Государственная премия СССР), «Народные мстители» (1943, режиссер В. Н. Беляев, Государственная премия СССР, 1946), «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944, режиссер Ю. Я. Райзман, Государственная премия СССР, 1946), «Освобождение Советской Белоруссии» (1945, режиссер В. В. Корш-Саблин, М. Ф. Садкович), «Освобождённая Франция» (автор-режиссер С. И. Юткевич) и «Победа на Правобережной Украине» (авторы-режиссеры Довженко, Солнцева) — оба 1944.

В съёмках битвы за Берлин в киногруппах 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов участвовали 39 операторов, которые были распределены по разным видам войск. Съёмками руководил режиссер Райзман. За создание фильма «Берлин» (1945) режиссерам Райзману, Е. И. Свиловой и операторам Б. М. Дементьеву, Л. Б. Мазрухо, И. В. Панову, В. Э. Томбергу, Стояновскому была присуждена Государственная премия СССР (1946). На материалах съёмок фронтовых операторов были сделаны фильмы «Освобождённая Чехословакия» (1945, режиссеры Копалин, П. М. Аташева, Государственная премия СССР, 1946), «Югославия» (1946, режиссер Варламов, Государственная премия СССР, 1947) и др.

После разгрома гитлеровской Германии часть операторов была направлена на Дальний Восток для съёмок военных действий против Японии. Картина «Разгром Японии» (1945, режиссеры А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц, Государственная премия СССР, 1946) — последний фронтовой хроникальный фильм.

Фронтовые операторы Беляков, Бунимович, И. Н. Вейнерович, В. В. Доброницкий, Д. М. Ибрагимов, В. Л. Афанасьев, Г. А. Могилевский, Сущинский, С. С. Школьников за лучшие сюжеты для периодических журналов были удостоены Государственной премии СССР. Около 5 млн. метров плёнки, снятых в период Великой Отечественной войны, являются бесценным вкладом фронтовых групп в кинолетопись нашей страны. Эти материалы были широко использованы в фильмах «Великая Отечественная» и «Москвичи в 1941» (1965), «Летопись полувека» и «Если дорог тебе твой дом» (1967), в 20-серийной эпопее «Великая Отечественная» (1979, Ленинская премия, 1980) и др.

Литература:
Смирнов В., Документальные фильмы о Великой Отечественной войне, М., 1947;
Тиссэ Э., Кинохроника первых лет революции, в книге: Искусство миллионов, М., 1958;
Кармен Р., Кинохроника Великой Отечественной войны, там же;
Дробашенко С. В., Документальная кинематография, в книге: Очерк истории советского кино, т. 2 (1935—1945), М., 1959;
Лебедев Н. А., Очерк истории кино СССР, 2 изд., т. 1, М., 1965;
Головня В., Это было на Северо-Западном, «ИК», 1981, № 6.

А. А. Лебедев.

Фронтовые кинооператоры, которым посвящены отдельные статьи:

Аристакесянц Левой Газарович
Большаков Николай Иванович
Бунимович Теодор Захарович
Быков Николай Владимирович
Гиков Рафаил Борисович
Голубов Георгий Альбертович
Грачёв Иван Дмитриевич
Дементьев Борис Михайлович
Доброницкий Виктор Васильевич
Ефимов Евгений Иванович
Козаков Абрам Наумович
Котляренко Леонид Тихонович
Крылов Анатолий Александрович
Лейбов Яков Соломонович
Леонтович Фёдор Александрович
Лыткин Николай Александрович
Маневич Борис Исаакович
Масленников Серафим Сергеевич
Муромцев Виктор Николаевич
Островский Григорий Ульянович
Панов Иван Васильевич
Петросов Никита Арамович
Погорелый Анатолий Иванович
Самуцевич Олег Болеславович
Сегаль Моисей Менделевич
Семёнов Сергей Андреевич
Соловьёв Василий Васильевич
Сологубов Андрей Иванович
Страдин Владимир Иванович
Фомин Сергей Николаевич
Фроленко Владимир Анисимович
Фролов Александр Иванович
Шафран Аркадий Менделевич
Шер Борис Ильич
Широнин Константин Ильич
Щекутьев Александр Гаврилович
Яцун Евгений Павлович


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Фронтовая кинохроника" в других словарях:

  • Фронтовая кинохроника — ФРОНТОВÁЯ КИНОХРÓНИКА, один из видов документальной хроники, отражающий события воен. лет. С нач. войны операторы кинохроники были направлены на фронты для съёмок боевых действий. Ленинградские хроникёры объединились в киногруппы Северного фр. и… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Григорьев, Роман Григорьевич — (Кацман). Род. 1911, ум. 1972. Кинорежиссер, кинодокументалист. Фильмография: фронтовая кинохроника в годы Великой Отечественной войны, "Болгария" (1946), "На страже мира" (1948), "Слава труду" (1949, с А.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Битва за Кавказ (1942—1943) — Битва за Кавказ Великая Отечественная война, Вторая мировая война …   Википедия

  • Эдельсон — Эдельсон, Давид Яковлевич Давид Яковлевич Эдельсон Гражданство:  СССР Про …   Википедия

  • 7,5 cm leichtes Infanteriegeschütz 18 — Эту страницу предлагается переименовать в 7,5 cm leIG 18. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/24 августа 2011. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или… …   Википедия

  • Эдельсон, Давид Яковлевич — Давид Яковлевич Эдельсон Гражданство …   Википедия

  • Документальное кино — документальное кино, вид киноискусства, материалом которого являются съёмки подлинных событий. Документальный экран мира отражает острую идеологическую борьбу. Прогрессивное документальное кино противостоит реакционной буржуазной пропаганде,… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Центральная студия документальных фильмов — ЦЕНТРÁЛЬНАЯ СТУ́ДИЯ ДОКУМЕНТÁЛЬНЫХ ФИ́ЛЬМОВ (ЦСДФ), осн. в 1927 как отдел кинохроники при кинофабрике Совкино . В 1931 был реорганизован во Всес. ф ку кинохроники, с 1940 – в Центр. студию кинохроники, с 1944 – совр. назв. В годы войны… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • История Харькова — История Харькова …   Википедия

  • Немецкая оккупация Харькова — История Харькова …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»