- ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович
Хе́йфиц Иосиф Ефимович (р. 17.12.1905), советский режиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1964). Герой Социалистического Труда (1975). Член КПСС с 1945. Учился в Ленинграде в Техникуме экранного искусства и в Институте истории искусств. С 1928 на ленинградской кинофабрике «Совкино» (ныне киностудия «Ленфильм»). Был соавтором сценариев фильмов «Луна слева» (1929) и «Транспорт огня» (1930). С А. Г. Зархи организовал в 1929 1-ю комсомольскую постановочную бригаду, выпустившую фильмы «Ветер в лицо» (1930) и «Полдень» (1931). В 1933 Хейфиц и Зархи поставили фильм «Моя Родина». Широкое признание получила их лирическая комедия «Горячие денёчки» (1935). Значительным достижением советского киноискусства стал также их фильм «Депутат Балтики» (1937, главная премия Международной выставки в Париже; Государственная премия СССР, 1941). Новаторски развивая традиции историко-революционных фильмов, Хейфиц и Зархи рассказали о судьбе учёного (прообразом профессора Полежаева был К. А. Тимирязев), пришедшего в революцию. Используя яркие, подчас эксцентричные краски, режиссёры показали движение характера героя, его становление как человека и гражданина. В своей следующей работе, фильме «Член правительства» (1940), Хейфиц и Зархи обратились к сюжету, наиболее характерному для советского кино 30-х гг.: истории преобразования личности под влиянием новых социальных условий. Героиня фильма Александра Соколова забитая батрачка, становящаяся председателем колхоза и депутатом Верховного Совета, в исполнении В. П. Марецкой превратилась в собирательный, типичный образ своего времени. В годы Великой Отечественной войны Хейфиц и Зархи поставили фильмы «Его зовут Сухэ-Батор» (1942, с МНР) о вожде монгольской революции, «Малахов курган» (1944) о подвиге советских моряков, после окончания войны документальный фильм «Разгром Японии» (1945, Государственная премия СССР, 1946). Среди наиболее значительных работ Хейфиц и Зархи второй половины 40-х гг. фильм «Во имя жизни» (1947). В 50-е гг. в центре внимания Хейфиц оказались проблемы современности; его фильмы «Большая семья» (по роману В. А. Кочетова «Журбины», 1954), «Дело Румянцева» (1956), «Дорогой мой человек» (по Ю. П. Герману, 1958) явились не только серьёзными художественными достижениями, но и обозначили новые тенденции в развитии советского кино, связанные с утверждением духовной силы и нравственной красоты рядового труженика. В творчестве Хейфица существенное место заняли экранизации произведений А. П. Чехова: фильмы «Дама с собачкой» (1960, премия Каннского кинофестиваля), «В городе С.» (по рассказу «Ионыч», 1967), «Плохой хороший человек» (по повести «Дуэль», 1973). X. глубоко раскрыл мир чеховских героев, используя новизну или же неожиданные грани актёрских индивидуальностей И. С. Саввиной, А. В. Баталова, А. Д. Папанова, О. И. Даля, Л. В. Максаковой и др. Экранизировал также произведение И. С. Тургенева «Ася» (1978) и А. И. Куприна «Поединок» (фильм «Шурочка», 1983). Обращение к классической прозе выявило ценные свойства режиссёрского стиля Хейфица: тонкую одухотворённость киноязыка, внимание к выразительности детали. В то же время Хейфиц продолжает проявлять интерес к морально-этической проблематике наших дней: фильмы «Салют, Мария!» (1971), «Единственная...» (1976), «Впервые замужем» (1980, премия кинофестиваля в Карлови-Вари). Фильмы Хейфица получили ряд международных премий. С 1970 1-й секретарь Ленинградского отделения СК СССР и с 1971 секретарь правления СК СССР.
Другие фильмы:
«Драгоценные зёрна» (1948, с Зархи), «Огни Баку» (1950, выпуск 1958, с Зархи и Р. А. Тахмасибом), «Весна в Москве» (1953, с Н. Н. Кошеверовой), «Горизонт» (1962), «День счастья» (1964).Сочинения:
Путь замысла, в сборнике: Депутат Балтики, М.Л., 1937 (с А. Зархи);
Выразительные возможности сценария, в сборнике: Вопросы кинодраматургии, в. 2, М., 1956;
О кино, Л.М., 1966;
Жизнь в кино, М., 1978 (с И. Саввиной);
Фиолетовый гусь и другие киноистории, [Л., 1970].Литература:
Трауберг И., Становление мастеров, в сборнике: Депутат Балтики, М.Л., 1937;
Петрович А., И. Хейфиц, [М., 1965];
Сэпман И., Уроки режиссёрского мастерства, «Нева», 1978, № 9;
Венгеров В., «Молодость мастера», «ИК», 1981, № 1.И. М. Шилова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.